Гайд для новичков по Crusader Kings 3 — разбор основных механик игры

Гайд для новичков по Crusader Kings 3 — разбор основных механик игры

Описание гайда

Создание первого правителя династии, разбор особенностей племенного и феодального правительства, реорганизация правительства, реформа своей конфессии, выбор определенного наследника в племенной форме управления и особенности различных валют — обо всем этом вы узнаете в этом гайде для новичков по игре Crusader Kings III.

Вступление

От автора — обучение в игре чрезвычайно скромное, для такой обширной игры. Однако прежде чем читать руководство, Я рассчитываю, что Вы, дорогой читатель, уже прошли обучение и знакомы с базовыми игровыми терминами, такими как казус белли и так далее.

Огромное количество интересного материала Вы сможете найти на англоязычной вики, русскоязычная весьма скромна, так-что, даже не владея английским языком — Google Translate в помощь, в текущем руководстве описаны основные механики, вызывающие вопрос у начинающих игроков.

Определение отношения общества к правителю

Основатель династии — самый важнейший персонаж во всей династии, при долгосрочном планировании, даже когда он умрет — его наследственность будет играть роль еще сотни лет.

Определение отношения общества к правителю — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 1)Выбор стартовой державы — Вы можете начать игру за любую державу, существующую на момент 867-го или 1066-го года от р/х. При этом Вы можете выбрать любого правителя, вплоть до малейшего графства. Учтите, что Вы должны ответственно подойти к выбору территории для своего персонажа, с учетом региональных, культурных и религиозных особенностей.

Определение отношения общества к правителю — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 2)Пол персонажа — в большинстве держав, мужчины играют преобладающую или даже доминирующую роль в управлении страной, как с точки закона, так и мнения духовенства, однако штрафы за иной выбор не всегда фатальны, а больше неприятны и выражаются в виде небольшого отрицательного отношения к вашему правителю. Кроме того, матрилинейные браки заключать тяжелее и подобрать достойного кандидата сложнее.

Определение отношения общества к правителю — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 3)Сексуальная ориентация — гомосексуальность большинством религий считается преступлением, что практически неминуемо несет серьезные штрафы после первых инцидентов, если не удастся все хранить в тайне, кроме того гомо/асексуальность серьезно усложняют продолжение рода, но не делают невозможным.

Определение отношения общества к правителю — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 4)Система религий — выбор конфессии или верования отличного от стартового игрового региона, может серьезно усложнить игру из-за негативного мнения подданных и соседей, однако при правильном выборе религии можно себе сделать более комфортной жизнь в будущем. Для более подробного ознакомления с системой религии читай главу IV.

Определение отношения общества к правителю — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 5)Культура персонажа — на прямую, культура не влияет на игровой процесс, кроме изменения имен и наименований в соответствии с текущей культурой персонажа/местности и нескольких решений. Основное влияние оказывается в виде негативного отношения местного населения графства в случае различия культуры с правителем и штрафа к отношениям с правителями других культур.

Культуры образуют культурные группы, которые имеют больше общего между друг с другом и несут меньше штрафов в отношениях.

Пример: восточнославянская культурная группа объединяет русскую, ильменскую, северскую и волынскую культуры.

Если Вы решите создать русского правителя, на шотландских землях, готовьтесь к негативному отношению соседей и своих поданных, которые периодически будут угрожать Вам восстаниями, пока Вы принудительно не смените общую культуру в принадлежащих Вам территориях. Учтите, что вассалы, на принадлежащих им территориях, стараются изменить на свою и отдают предпочтение в найме подданных своей культуры.

Характеристики правителя

Характеристики правителя — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 1)Очки настройки — они ограничивают Вас только в случае необходимости открытия достижений, но если они вас не интересуют и у Вас нет спортивного интереса создать династию из «грязи в князи», то можете спокойно создать супер-правителя, так как они ограничивают Вас только в формате достижений, но мы не будем рассматривать этот вариант.

Характеристики правителя — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 2)Возраст — золотой возраст 25-ть лет, именно он требует наибольшее количество очков, однако совершеннолетним персонаж считается с 16-и, с этого возраста персонаж имеет полную возможность взаимодействий, при этом имея дополнительные очки настроек. Однако Вам никто не мешает создать и новорожденного персонажа, при этом Вы получите массу очков настроек, а в процессе взросления он сможет получить дополнительные навыки. При старте за несовершеннолетнего, Вы не сможете проводить происки, и принимать решения вида провести пир, что несколько усложнит Вам развитие отношений между персонажами.

Характеристики правителя — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 3)Учеба — то, на что учился персонаж в процессе взросления. Однако этот бонус не является достаточно значимым, за такое количество очков. При игре за несовершеннолетнего, можно изменить фокус образования и в процессе взросления приобрести желанное свойство.

Характеристики правителя — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 4)Личность — свойства, определяющие характер игрового персонажа, не смотря на то, что множество свойств имеет положительный оттенок, брать не рекомендуется, при игре стартовым персонажем придется действовать согласно характера, т.е. ограничивать себя, дабы не доводить персонажа до нервного срыва.
Пример — при взятом свойстве личности «Храбрость» во время паломничества на персонажа нападают бандиты, и если попытаться спрятаться от них, а не принять бой — это вызовет жуткий стресс, однако если не брать никаких свойств личности, то можно принять совершенно любой выбор без штрафа.

Пример — при взятом свойстве личности «Храбрость» во время паломничества на персонажа нападают бандиты, и если попытаться спрятаться от них, а не принять бой — это вызовет жуткий стресс, однако если не брать никаких свойств личности, то можно принять совершенно любой выбор без штрафа.

Характеристики правителя — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 5)Прочие свойства — основные свойства, которые дают больше возможностей по управлению державой, или же позволяют передать положительные свойства по наследству. Именно на свойствах передаваемых по наследству, Я рекомендую Вам заострить внимание, при выборе свойства «Гениальность» и подборе супруга с аналогичным свойством, практически все дети будут иметь с рождения данное свойство, с высоким шансом укрепления в последующих поколениях. Стратегически спланированное выведение династии, поможет Вам через несколько поколений вывести правителей, которые будут иметь все возможные положительные черты и не иметь негативных. Если взять характеристику «Чистая кровь», Вы сможете скрещивать близких родственников, без страха, что их дети будут с дефектами.

Характеристики правителя — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 6) Навыки — Из-за того, что они не передаются по наследству, тут Вам необходимо сосредоточится исключительно на том, что пригодится ближайшие десятилетия, и если Вы не планируете создавать правителя-полководца и предпочтёте отдать управление армиями придворным, то сможете сконцентрироваться на более полезных навыках как управление. Подбор прочих навыков зависит от размеров и степени развития державы, за которую начинаете.

Характеристики правителя — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 7)Брак и наличие потомков — Рекомендую отказаться и выбрать супругу в процессе игры, в соответствии с наследуемыми свойствами и личными навыками, которые будут дополнять Вашего персонажа. То же правило, относительно заранее созданных детей.

Племя и базовое наследование

Племя является базовой формой управления, доступной правителю. По состоянию на 867-й год начала игры, большая часть держав использует именно эту форму. В сравнении с феодальной/клановой моделью управления, племенное имеет серьезные ограничения:

  • Невозможность строить более продвинутые строения или улучшать выше 2-го уровня;
  • Невозможно использовать более совершенные технологии (инновации) или совершенные войска.
  • Невозможно изменить форму наследования;
  • Вассалы могут начинать воины друг с другом, не спрашивая разрешения сюзерена;
  • Даже без учета предыдущего пункта, при смерти вассала, его наследство будет раздроблено между детьми, что серьезно ухудшает политическую стабильность и экономику областей.

Однако племенная форма правления, имеет и серьезные преимущества, позволяющие иметь преимущество над феодалами в первые десятилетия:

  • Племя и базовое наследование — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 1) Для строительства зданий, формирования и содержания армий, как валюта используется престиж, он в племенную эпоху играет более важную роль, чем золото.
  • Племя и базовое наследование — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 2) Возможно совершать налеты на территории соседей с целью грабежа их владений, что значительно проще и быстрее, чем добыча при осаде во время воины. Кроме того, налеты быстрее забываются соседями и если держать международные отношения под контролем, то грабеж, позволит Вам сколотить солидное состояние без особого труда, особенно когда после битв или налетов у Вас будут взяты ценные пленники с целью выкупа.
  • Племя и базовое наследование — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 3) Племена имеют возможность вторгнуться с целью захвата вражеских территорий не имея претензии на территории.

Племя и базовое наследование — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 4) Совет: если следовать по пути жизни Учёность, то в древе навыков «Здоровое тело» есть множество хороших способностей, которые продлят жизнь вашему правителю на несколько десятилетий и сделают невосприимчивым к болезням, даже страшные болезни как немощь перестанут влиять, а навык «Познай себя» позволит Вам за год до естественной смерти персонажа Вы получить соответствующее сообщение и Вы сможете привести все дела в порядок для благополучной передачи трона.

Если не бросать правителя на командование армией и развивать «Здоровое тело», то основной опасностью для его преждевременной кончины представляют себя только враждебные заговоры. Поэтому надежнее всего держать опытного тайного советника и поддерживать с ним дружеские отношения, обычно этого более чем достаточно, но для надежности, он постоянно должен выполнять задание «Помешать проискам».

Племя и базовое наследование — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 5) Для передачи власти конкретному наследнику, во время племенной эпохи, необходимо потрудится. Единственно доступной системой наследования в племенную эпоху, является «Конфедеративное разделение», если кратко — все младшие наследники получают по одному владению, по возможности равные, старший наследник-игрок — получает все остальное, то есть большую часть, столица и де-юре владения всегда остаются за наследником-игроком. Из всего списка претендентов на наследство, избираются только прямые наследники — дети, если детей нет, то из числа внуков. При этом, если нет прямого наследника — ребенка, то из числа внуков избирается один наследник который получает все, без какого либо дележа. Иногда имеет смысл отдавать престол не детям, а внукам или даже правнукам, с целью более долгого и осмысленного их правления. Зачем отдавать трон сыну, когда он не сильно моложе текущего правителя?

Племя и базовое наследование — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 6)Совет: первый брак не рекомендуется заключать с целью повлиять на политической арене, маловероятно, что он принесет ощутимую пользу. Лучше взять даже худородную, но с хорошими врожденными особенностями, по типу гениальный, прелестный, сильный или плодовитый. Это поможет Вам вырастить могущественное потомство, способное, чуть ли не в детстве, превзойти родителей.

Для передачи полной власти конкретному наследнику, необходимо исключить всех иных прямых наследников из линии наследования. Если у Вас достаточно очков признания и престижа, Вы можете лишить наследства всех лишних кандидатов, однако, лишая наследства своего ребенка, вы и лишаете наследства его потомков, по этому если Вы желаете отдать трон внуку, то необходимо либо лишить права наследования обращением в монахи, либо казнив. Для обращения в монахи, у Вас должен быть серьезный компромат на наследника, не менее чем совершенное преступление и хорошие с ним отношения, а казнь более простой способ, который накладывает серьезный штраф к репутации, однако за год до естественной смерти, это уже не играет роли. Тем более, что штраф репутации тирана, можно компенсировать устрашением. Для «Несчастного случая» необходимо чаще его отправлять рыцарем на схватки, но совершенно нет гарантий, что он будет убит, а не ранен или не попадёт в плен, это крайне ненадежный способ.

Ресурсовая система — Престиж

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 1)Престиж является более важной валютой, чем золото в племенную эпоху и от уровня известности на прямую зависит размер налогов и ополчения которые будут предоставлять вассалы.

Уровень известности персонажа измеряет его общую репутацию и то, насколько хорошо он воспринимается обществом. Репутация — это ресурс, который накапливается, но не может быть потрачен как престиж. Однако каждый раз, когда персонаж получает престиж, он получает эквивалентное количество славы. Престиж, потерянный в результате бесчестных действий, снижает уровень репутации персонажа. Персонажи с племенным правительством получают меньше мнения мирян от репутации.

Уровень репутации

Мнение мирян

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 2)

Доп. рыцари

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 3)

Налог племен. васс.

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 4)

Ополч. племен. васс.

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 5)

Огран. захвата земель

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 6)

Реш. о феодализации

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 7)

Созд. королевства

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 8)

Созд. империи

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 9)

Необход. престиж

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 10)

Опальный

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 11)

-10

-1

0%

0%

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 12)

Запрет

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 13)

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 14)

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 15)

0

Доброе имя

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 16)

0

0

10%

20%

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 17)

Графство

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 18)

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 19)

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 20)

1000

Известность

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 21)

+5

+1

20%

40%

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 22)

Графство

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 23)

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 24)

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 25)

2000

Знаменит.

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 26)

+10

+2

30%

60%

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 27)

Герцогст.

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 28)

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 29)

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 30)

4000

Слава мирская

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 31)

+20

+3

40%

80%

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 32)

Королев.

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 33)

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 34)

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 35)

8000

Живая легенда

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 36)

+30

+4

50%

100%

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 37)

Королев.

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 38)

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 39)

Ресурсовая система - Престиж — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 40)

16000

Становление феодального (кланового) строя

Не смотря на то, что племенное правительство способно организовывать набеги, феодальное способно создать значительно более стабильное и крупное государство, находящееся под контролем ограниченного круга лиц. Основная разница между феодальным и клановым строями, заключается в форме предоставления налогов и ополчения вассалами. В феодальном строе, размеры определяются феодальным договором, который можно изменить при определенных условиях, в клановом строе объем определяется степенью уважения к своему сюзерену, а законодательно закреплен минимальный объем, согласно уровня авторитета вождя.

Становление феодального (кланового) строя — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 1)Принятие решения по созданию феодального/кланового строя возможно двумя основными способами:

  1. Выполнить ряд условий:
    1. Исследовать все племенные инновации, доступные для вашей державы (то есть кроме региональных, если они вам недоступны).
    2. Иметь организованную конфессию.
    3. Принять закон абсолютный авторитет вождя.
    4. Ваш столичный регион имеет развитие 5-ть.
    5. Уровень репутации не менее 2-го (Известность).
  2. Реформировать религию с доктринами «Мирское духовенство» и «Светский глава конфессии». Эти доктрины Вам позволят Вам создать и занять должность главы церкви, с автоматическим переходом в феодальное правительство. Но главное условие — Ваша конфессия должна иметь под своим контролем не менее 2-х святых мест, проще всего это сделать захватив их, но если они находятся на отдалении, то это может вызвать больше затруднений, чем 1-й вариант.

Становление феодального (кланового) строя — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 2)Пример: при старте за христианскую конфессию на территории британских островов, две христианские святыни уже находятся на этой территории, что позволит Вам в кратчайшие сроки захватить их в свои владения.

При переходе с племенной на феодальную форму правления, следует учитывать, что ВСЕ племенные строения перестанут функционировать и будут подлежать сносу. Более того, для перевода графства на феодальный тип правительства, необходимо в него будет вложить 500-т золотых, плюс не менее 200-а за каждое строение, теперь престиж будет играть значительно менее важную роль. Создание строений и тренировка и содержание армий будет стоить золота. Будьте готовы иметь не менее 1000-и золотых на каждое графство в Вашем домене, иначе вас ждёт тяжелый экономический кризис. Более того, налёты перестанут быть доступны, они возможны только для племенных правительств. Как вариант, можно отнять уже готовые владения у своих вассалов, но это тоже требует предварительной подготовки.

Становление феодального (кланового) строя — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 3)При достижении феодального строя, одной из важнейших целей, становится принятие закона Абсолютный авторитет короны, который позволит определять конкретного наследника, для этого необходимо изучить инновацию Королевская прерогатива в раннем средневековье. Учтите, что если между принятием законов на авторитет вождя перерыв составляет 10-ть лет, то между законами на авторитет короля 20-ть.

Кроме вышеописанных, в игре имеются теократическая и республиканские формы правления, но их мы рассматривать не будем, т.к. они не являются игровыми и доступны только для персонажей-ИИ.

Религии и реформация

Система религий подразделяется на три основные категории:

Первая категория. Религиозные концепции/группы — группы религий, определяющих отношение друг к другу, религиям и конфессиям внутри своей группы.

Авраамическая группа объединяет Христианство, Ислам, Дуализм, Иудаизм, Милете Тавуси Малак.

Восточная (Дхармическая) группа объединяет Буддизм, Индуизм, Джайнизм, Даосизм, Зороастризм.

Язычество, все остальные группы, которая составляет большую часть, при этом они являются нереформированными конфессиями, то есть не имеющими строгой структуры и иерархии. Правители с неорганизованной конфессией не могут изменять форму правительства, до тех пор пока не проведут реформу конфессии и останутся на племенной форме правительства.

Вторая категория. Религии объединяют конфессии, отношения между религиями регулируются в соответствии системой отношений религиозной группы:

Наименование
Отношение к иным группам
Отношения между религиями группы
Отношения между конфессиями религий
Авраамическая
Воплощенное зло
Воплощенное зло
Враждебное
Восточная
Враждебное
Заблудшие
Заблудшие
Язычество
Воплощенное зло
Враждебное
Заблудшие

Третья категория. Конфессии — низшая ступень системы религий, именно её необходимо выбрать. Догматы и положения конфессии будут регулировать систему взаимоотношений в обществе, добродетелей и грехов, и вид реакции на них. Позже можно можно провести реформу/реорганизацию религии в соответствии со своим виденьем конфессии, но при реформе нельзя изменить тип религии, т.е. если вы начали реформировать христианскую религию, то христианской она и останется, вы измените положения и догматы, но не ее тип.

Внимательно изучите положения догматов и доктрин, к примеру: если Вы планируете кровосмесительные браки, то текущая религия может это запрещать, или не сможете назначать своих духовных советников.

В процессе игры Вы можете обратится в верование вашего сюзерена, но лучше определится с верованием еще в начале и выстраивать план развития в соответствии с текущим верованием. Не забывайте, что при выборе верования, отличного от верования местных Вы будете получать штрафы к отношениям с иноверующими, однако можно обращать своих поданных и территории.

Наименование

Мнение персонажей

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 1)

Мнение населения

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 2)

Возможность брака

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 3)

Возможность узурпации титула

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 4)

Возможность священных воин

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 5)

Праведное
Нет штрафа
Нет штрафа

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 6)

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 7)

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 8)

Заблудшие
-10
-15

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 9)

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 10)

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 11)

Враждебное
-20
-30

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 12)

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 13)

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 14)

Сущее зло
-30
-45

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 15)

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 16)

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 17)

Примечание: доктрина «Фундаментализм» увеличивает штраф в два раза, «Плюрализм» уменьшает штраф в два раза.

Реформация конфессии, позволит Вам создать государство, которое позволит Вам более гибко принимать решения, основные механизмы:

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 18)Догматы — Определяют основные принципы Вашей конфессии и особенности, которые дадут Вам инструменты взаимодействия с обществом, определяя дополнительные добродетели и грехи для общества. Будучи главой конфессии, за догмат Причастие, Вы сможете получить дополнительный приток золота отпуская грехи, Нищенствующие проповедники быстрее обращать графства и так далее.

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 19)Деление духовенства — представители духовенства могут быть светскими — назначаемыми правителями или теократическими — назначаемыми духовным лидером (Папой, Архиаббатом). Назначив главу конфессии светским лицом, Вы можете получить дополнительную власть в свои руки. С светским духовенством возможно выбирать самостоятельно духовных советников.

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 20)Отношение к полу — по-умолчанию в религиях доминируют мужчины, однако при равноправии полов, возможно получить дополнительных хороших воинов-рыцарей в свои ряды, а советников отбирать за личные качества, а не по принадлежности по полу.

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 21)Религиозное отношение — изменение отношений с другими конфессиями, плюрализм уменьшает штраф в два раза, фундаментализм — увеличивает в два раза, праведность не изменяет. Влияет на скорость обращения графств в вашу конфессию, силу распространения ересей и отношения с инакомыслящими правителями.

Религии и реформация — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 22)Преступные доктрины — определяют степень порицания обществом за совершение преступлений, не забывайте, что члены Вашей династии тоже могут их совершать и попытка их защитить, может Вам стоить благочестия. Однако, проявляя терпимость, Вы можете лишится мощных инструментов по устранению неугодных соперников.

В образе жизни Учёность, древо навыков Теология, следует обратить внимание на достоинство Пророк, которое уменьшает необходимое количество очков благочестия, для реформации конфессии в два раза. За каждый 1% рвения от максимального значения в 100%, позволит вам получить скидку в числе благонравия, необходимом для реформации. Обратив свой фокус на генерацию благонравия, с достоинством Пророк и двумя/тремя совершенными паломничествами в дальние края, позволят без проблем провести полную реформацию конфессии, однако не все регионы её могут поддержать и придётся некоторые территории обращать вновь. Если Ваша конфессия распространяется за пределы вашей державы, другие правители не обратятся в новое верование.

Ресурсовая система — благочестие

Благочестие отображает приверженность персонажа его текущей конфессии и является ценной валютой для разжигания священных войн, формирования и призыва войск священного ордена, а реформ конфессии. Теократические правительства не доступны для управления игроком, однако справочный материал, отображенный в таблице, позволит примерно оценить силу теократических держав (Папств).

Уровень репутации

Мнение духовенства

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 1)

Налог теократ. вассалов

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 2)

Ополчен. теократ. вассалов

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 3)

Ограничение священных воин

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 4)

Создание священных орденов

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 5)

Решение о святой династии

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 6)

Необход. благочестие

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 7)

Грешник

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 8)

-10

0%

0%

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 9)

Запрет

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 10)

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 11)

0

Принятие

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 12)

0

15%

10%

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 13)

Графство

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 14)

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 15)

1000

Верность

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 16)

+5

25%

20%

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 17)

Герцогство

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 18)

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 19)

1500

Истовая вера

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 20)

+10

35%

30%

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 21)

Герцогство

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 22)

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 23)

2500

Воплощение добродетели

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 24)

+20

45%

40%

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 25)

Королевство

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 26)

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 27)

4500

Образец для подражания

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 28)

+30

55%

50%

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 29)

Королевство

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 30)

Ресурсовая система - благочестие — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 31)

8500

Устрашение

Устрашение — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 1)При высоких показателях ужас позволяет держать в страхе всех придворных и большую часть вассалов, кроме самых могущественных, которые имеют средства и силы Вам открыто противостоять. Однако, при крупном дроблении владений, один-два крупных вассала, могут быть не способны, что либо противопоставить правителю, когда множество, вместе более сильных, но порознь беспомощных вассалов находятся в страхе.

Имеются две стадии страха вассалов:

  • Устрашение — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 2) Запуган: реже предпринимают враждебные действия по типу происков и не присоединяются к враждебным фракциям против правителя.
  • Устрашение — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 3) В ужасе: совершенно не предпринимает враждебных действий и могут пригласить на свой пир, даже с негативными отношениями, что позволит улучшить отношения с вассалами.

Устрашенные вассалы, чаще соглашаются с Вашим мнением по поводу ввода новых законов или Вашим кандидатом на выборах. Устрашенные соседние правители с большей вероятностью примут предложение о вассализации. Дерзкие и храбрые вассалы реже поддаются устрашению.

Устрашение — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 4)Основной инструмент устрашения — казнь заключенных, единственный штраф при казни не члена династии/державы, который получает персонаж, это негативное мнение его семьи, если Вы не планируете строить отношения с иными династиями, то это не играет роли. С казнью худородных персонажей правитель и вовсе не получает штрафа, у них редко бывают родственники. Кроме того, некоторые решения дополнительно повышают ужас (не считая ветки интриг). К примеру: достоинство Это мой домен, древа Алчность, образа Управление, позволит заниматься вымогательством у своих подданных, кроме существенного пополнения золотого запаса, возможно устрашать своих подданных скромной ценой отрицательного мнения или уменьшения мнения населения конкретных графств.

Устрашение — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 5) Совет: после удачного военного похода, нет смысла отпускать бесплатно персонажей, которые не способны выкупить себя, так как влияние на них пользы не принесет, а после обращения в Вашу религию, они поступив на службу к другому правителю, сменят на религию нового хозяина. По этому рекомендуются не платежеспособных персонажей держать у себя в заключении, но под домашним арестом, дабы они не умерли от условий заключения. Так всегда под рукой будут средства срочного устрашения.

Устрашение — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 6)Единственное, что может стоять на пути устрашения, это личные характеристики правителя — сострадательные и незлобливые персонажи будут испытывать мощный стресс при казнях заключенных, что усложнит дальнейшее управление. По этому, при выращивании следующего поколения правителей, рекомендуется самых талантливых кандидатов воспитывать лично, прививая им более нейтральные и практичные черты характера.

Налоговая система

Базовый феодальный налог составляет ~10% от всего дохода (налог племени зависит от уровня репутации). Налог идет только прямым вассалам, к примеру: Вы король Англии, вам подчиняется герцог Эссекса, которому еще подчиняется 5-ть графств. Герцог собирает налоги со своих вассалов, однако на прямую Вам они не попадут, вы получите только налог с дохода самого герцога, где налоги графства будут занимать малую часть прибыли. А если Вы ещё и будучи императором раздали королевства, то налоги уменьшатся ещё на ступень.

Учитывая, все выше описанное, может случится, что управляя огромной империей, со своего домена размером в 7-8-мь графств, вы получаете дохода больше, чем налогов с 15-и герцогств. Для получения увеличенной прибыли следует учитывать, что можно иметь не более 2-х герцогств, однако количество возможных королевств не ограничено. Следовательно, не стоит раздавать титулы королей.

Налоговая система — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3)Тут возникает вопрос: может тогда не создавать и не раздавать титулы герцогов? Тогда графства, подчиняющиеся на прямую королю/императору не будут являться законными вассалами, другими словами, перепрыгивать через ступень власти, а это — незаконно. Незаконные вассалы будут недоплачивать штраф в налогах, размером с налог отсутствующему герцогу. Исключение составляют герцогства — они могут на прямую подчинятся императору, минуя власть короля. Имея герцога, проще изменить вассальный договор с одним правителем, чем с правителями нескольких графств, увеличение налогов или предоставляемых ополченцев — это проявление тирании.

Каждый правитель имеет ограничение по количеству вассалов, на основании законов, талантов и титула: герцог +20, король +40, император +60.

Не забывайте этапы власти:

Баронство — Графство — Герцогство — Королевство — Империя. За баронство игра невозможна, а отряды войск останавливаются и занимают именно баронства.

Государственный долг

Когда казна имеет отрицательное значение денежного запаса, то держава погружается в долг, не зависимо от его размера. Во время долга в графствах могут происходить вспышки коррупции с негативными событиями, а правитель не способен объявлять воину. Чем дольше государство находится в долгах, тем тяжелее штрафы.

Лет в долгах

Государственный долг — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 1)

Размер ополчения

Государственный долг — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 2)

Скорость восполнения ополчения

Государственный долг — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 3)

Скорость развития

Государственный долг — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 4)

Мнение вассалов

Государственный долг — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 5)

Мнение народа

Государственный долг — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 6)

Боевое преимущество

Государственный долг — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 7)

Шанс присоединения к фракциям

Государственный долг — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 8)

0
-10%
-10%
-10%
-5
-5
-5
+10
1
-20%
-20%
-20%
-10
-10
-10
+20
2
-30%
-30%
-30%
-15
-15
-15
+30
3
-40%
-40%
-40%
-20
-20
-20
+40
4
-50%
-50%
-50%
-25
-25
-25
+50
5
-50%
-50%
-50%
-30
-30
-30
+60
10+
-90%
-90%
-90%
-50
-50
-50
+70

Заключение

Крусейдер Кингс — комплексная и насыщенная игра, однако не является сложной, она более «комплексная» и требует определенного запаса знаний, в отличии от классических стратегий по типу Total War. Желаю удачи с становлением династии!

Автор гайда: DmitryLight.

Комментарии

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку «Оставить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных.