Гайд для новичков по Crusader Kings 3 — разбор основных механик игры
Описание гайда
Создание первого правителя династии, разбор особенностей племенного и феодального правительства, реорганизация правительства, реформа своей конфессии, выбор определенного наследника в племенной форме управления и особенности различных валют — обо всем этом вы узнаете в этом гайде для новичков по игре Crusader Kings III.
Вступление
От автора — обучение в игре чрезвычайно скромное, для такой обширной игры. Однако прежде чем читать руководство, Я рассчитываю, что Вы, дорогой читатель, уже прошли обучение и знакомы с базовыми игровыми терминами, такими как казус белли и так далее.
Огромное количество интересного материала Вы сможете найти на англоязычной вики, русскоязычная весьма скромна, так-что, даже не владея английским языком — Google Translate в помощь, в текущем руководстве описаны основные механики, вызывающие вопрос у начинающих игроков.
Определение отношения общества к правителю
Основатель династии — самый важнейший персонаж во всей династии, при долгосрочном планировании, даже когда он умрет — его наследственность будет играть роль еще сотни лет.
Культуры образуют культурные группы, которые имеют больше общего между друг с другом и несут меньше штрафов в отношениях.
Пример: восточнославянская культурная группа объединяет русскую, ильменскую, северскую и волынскую культуры.
Если Вы решите создать русского правителя, на шотландских землях, готовьтесь к негативному отношению соседей и своих поданных, которые периодически будут угрожать Вам восстаниями, пока Вы принудительно не смените общую культуру в принадлежащих Вам территориях. Учтите, что вассалы, на принадлежащих им территориях, стараются изменить на свою и отдают предпочтение в найме подданных своей культуры.
Характеристики правителя
Пример — при взятом свойстве личности «Храбрость» во время паломничества на персонажа нападают бандиты, и если попытаться спрятаться от них, а не принять бой — это вызовет жуткий стресс, однако если не брать никаких свойств личности, то можно принять совершенно любой выбор без штрафа.
Пример — при взятом свойстве личности «Храбрость» во время паломничества на персонажа нападают бандиты, и если попытаться спрятаться от них, а не принять бой — это вызовет жуткий стресс, однако если не брать никаких свойств личности, то можно принять совершенно любой выбор без штрафа.
Племя и базовое наследование
Племя является базовой формой управления, доступной правителю. По состоянию на 867-й год начала игры, большая часть держав использует именно эту форму. В сравнении с феодальной/клановой моделью управления, племенное имеет серьезные ограничения:
- Невозможность строить более продвинутые строения или улучшать выше 2-го уровня;
- Невозможно использовать более совершенные технологии (инновации) или совершенные войска.
- Невозможно изменить форму наследования;
- Вассалы могут начинать воины друг с другом, не спрашивая разрешения сюзерена;
- Даже без учета предыдущего пункта, при смерти вассала, его наследство будет раздроблено между детьми, что серьезно ухудшает политическую стабильность и экономику областей.
Однако племенная форма правления, имеет и серьезные преимущества, позволяющие иметь преимущество над феодалами в первые десятилетия:
Для строительства зданий, формирования и содержания армий, как валюта используется престиж, он в племенную эпоху играет более важную роль, чем золото. Возможно совершать налеты на территории соседей с целью грабежа их владений, что значительно проще и быстрее, чем добыча при осаде во время воины. Кроме того, налеты быстрее забываются соседями и если держать международные отношения под контролем, то грабеж, позволит Вам сколотить солидное состояние без особого труда, особенно когда после битв или налетов у Вас будут взяты ценные пленники с целью выкупа. Племена имеют возможность вторгнуться с целью захвата вражеских территорий не имея претензии на территории.
Если не бросать правителя на командование армией и развивать «Здоровое тело», то основной опасностью для его преждевременной кончины представляют себя только враждебные заговоры. Поэтому надежнее всего держать опытного тайного советника и поддерживать с ним дружеские отношения, обычно этого более чем достаточно, но для надежности, он постоянно должен выполнять задание «Помешать проискам».
Для передачи полной власти конкретному наследнику, необходимо исключить всех иных прямых наследников из линии наследования. Если у Вас достаточно очков признания и престижа, Вы можете лишить наследства всех лишних кандидатов, однако, лишая наследства своего ребенка, вы и лишаете наследства его потомков, по этому если Вы желаете отдать трон внуку, то необходимо либо лишить права наследования обращением в монахи, либо казнив. Для обращения в монахи, у Вас должен быть серьезный компромат на наследника, не менее чем совершенное преступление и хорошие с ним отношения, а казнь более простой способ, который накладывает серьезный штраф к репутации, однако за год до естественной смерти, это уже не играет роли. Тем более, что штраф репутации тирана, можно компенсировать устрашением. Для «Несчастного случая» необходимо чаще его отправлять рыцарем на схватки, но совершенно нет гарантий, что он будет убит, а не ранен или не попадёт в плен, это крайне ненадежный способ.
Ресурсовая система — Престиж
Уровень известности персонажа измеряет его общую репутацию и то, насколько хорошо он воспринимается обществом. Репутация — это ресурс, который накапливается, но не может быть потрачен как престиж. Однако каждый раз, когда персонаж получает престиж, он получает эквивалентное количество славы. Престиж, потерянный в результате бесчестных действий, снижает уровень репутации персонажа. Персонажи с племенным правительством получают меньше мнения мирян от репутации.
Становление феодального (кланового) строя
Не смотря на то, что племенное правительство способно организовывать набеги, феодальное способно создать значительно более стабильное и крупное государство, находящееся под контролем ограниченного круга лиц. Основная разница между феодальным и клановым строями, заключается в форме предоставления налогов и ополчения вассалами. В феодальном строе, размеры определяются феодальным договором, который можно изменить при определенных условиях, в клановом строе объем определяется степенью уважения к своему сюзерену, а законодательно закреплен минимальный объем, согласно уровня авторитета вождя.
- Выполнить ряд условий:
- Исследовать все племенные инновации, доступные для вашей державы (то есть кроме региональных, если они вам недоступны).
- Иметь организованную конфессию.
- Принять закон абсолютный авторитет вождя.
- Ваш столичный регион имеет развитие 5-ть.
- Уровень репутации не менее 2-го (Известность).
- Реформировать религию с доктринами «Мирское духовенство» и «Светский глава конфессии». Эти доктрины Вам позволят Вам создать и занять должность главы церкви, с автоматическим переходом в феодальное правительство. Но главное условие — Ваша конфессия должна иметь под своим контролем не менее 2-х святых мест, проще всего это сделать захватив их, но если они находятся на отдалении, то это может вызвать больше затруднений, чем 1-й вариант.
При переходе с племенной на феодальную форму правления, следует учитывать, что ВСЕ племенные строения перестанут функционировать и будут подлежать сносу. Более того, для перевода графства на феодальный тип правительства, необходимо в него будет вложить 500-т золотых, плюс не менее 200-а за каждое строение, теперь престиж будет играть значительно менее важную роль. Создание строений и тренировка и содержание армий будет стоить золота. Будьте готовы иметь не менее 1000-и золотых на каждое графство в Вашем домене, иначе вас ждёт тяжелый экономический кризис. Более того, налёты перестанут быть доступны, они возможны только для племенных правительств. Как вариант, можно отнять уже готовые владения у своих вассалов, но это тоже требует предварительной подготовки.
Кроме вышеописанных, в игре имеются теократическая и республиканские формы правления, но их мы рассматривать не будем, т.к. они не являются игровыми и доступны только для персонажей-ИИ.
Религии и реформация
Система религий подразделяется на три основные категории:
Первая категория. Религиозные концепции/группы — группы религий, определяющих отношение друг к другу, религиям и конфессиям внутри своей группы.
Авраамическая группа объединяет Христианство, Ислам, Дуализм, Иудаизм, Милете Тавуси Малак.
Восточная (Дхармическая) группа объединяет Буддизм, Индуизм, Джайнизм, Даосизм, Зороастризм.
Язычество, все остальные группы, которая составляет большую часть, при этом они являются нереформированными конфессиями, то есть не имеющими строгой структуры и иерархии. Правители с неорганизованной конфессией не могут изменять форму правительства, до тех пор пока не проведут реформу конфессии и останутся на племенной форме правительства.
Вторая категория. Религии объединяют конфессии, отношения между религиями регулируются в соответствии системой отношений религиозной группы:
Третья категория. Конфессии — низшая ступень системы религий, именно её необходимо выбрать. Догматы и положения конфессии будут регулировать систему взаимоотношений в обществе, добродетелей и грехов, и вид реакции на них. Позже можно можно провести реформу/реорганизацию религии в соответствии со своим виденьем конфессии, но при реформе нельзя изменить тип религии, т.е. если вы начали реформировать христианскую религию, то христианской она и останется, вы измените положения и догматы, но не ее тип.
Внимательно изучите положения догматов и доктрин, к примеру: если Вы планируете кровосмесительные браки, то текущая религия может это запрещать, или не сможете назначать своих духовных советников.
В процессе игры Вы можете обратится в верование вашего сюзерена, но лучше определится с верованием еще в начале и выстраивать план развития в соответствии с текущим верованием. Не забывайте, что при выборе верования, отличного от верования местных Вы будете получать штрафы к отношениям с иноверующими, однако можно обращать своих поданных и территории.
Примечание: доктрина «Фундаментализм» увеличивает штраф в два раза, «Плюрализм» уменьшает штраф в два раза.
Реформация конфессии, позволит Вам создать государство, которое позволит Вам более гибко принимать решения, основные механизмы:
В образе жизни Учёность, древо навыков Теология, следует обратить внимание на достоинство Пророк, которое уменьшает необходимое количество очков благочестия, для реформации конфессии в два раза. За каждый 1% рвения от максимального значения в 100%, позволит вам получить скидку в числе благонравия, необходимом для реформации. Обратив свой фокус на генерацию благонравия, с достоинством Пророк и двумя/тремя совершенными паломничествами в дальние края, позволят без проблем провести полную реформацию конфессии, однако не все регионы её могут поддержать и придётся некоторые территории обращать вновь. Если Ваша конфессия распространяется за пределы вашей державы, другие правители не обратятся в новое верование.
Ресурсовая система — благочестие
Благочестие отображает приверженность персонажа его текущей конфессии и является ценной валютой для разжигания священных войн, формирования и призыва войск священного ордена, а реформ конфессии. Теократические правительства не доступны для управления игроком, однако справочный материал, отображенный в таблице, позволит примерно оценить силу теократических держав (Папств).
Устрашение
Имеются две стадии страха вассалов:
Запуган: реже предпринимают враждебные действия по типу происков и не присоединяются к враждебным фракциям против правителя. В ужасе: совершенно не предпринимает враждебных действий и могут пригласить на свой пир, даже с негативными отношениями, что позволит улучшить отношения с вассалами.
Устрашенные вассалы, чаще соглашаются с Вашим мнением по поводу ввода новых законов или Вашим кандидатом на выборах. Устрашенные соседние правители с большей вероятностью примут предложение о вассализации. Дерзкие и храбрые вассалы реже поддаются устрашению.
Налоговая система
Базовый феодальный налог составляет ~10% от всего дохода (налог племени зависит от уровня репутации). Налог идет только прямым вассалам, к примеру: Вы король Англии, вам подчиняется герцог Эссекса, которому еще подчиняется 5-ть графств. Герцог собирает налоги со своих вассалов, однако на прямую Вам они не попадут, вы получите только налог с дохода самого герцога, где налоги графства будут занимать малую часть прибыли. А если Вы ещё и будучи императором раздали королевства, то налоги уменьшатся ещё на ступень.
Учитывая, все выше описанное, может случится, что управляя огромной империей, со своего домена размером в 7-8-мь графств, вы получаете дохода больше, чем налогов с 15-и герцогств. Для получения увеличенной прибыли следует учитывать, что можно иметь не более 2-х герцогств, однако количество возможных королевств не ограничено. Следовательно, не стоит раздавать титулы королей.
Каждый правитель имеет ограничение по количеству вассалов, на основании законов, талантов и титула: герцог +20, король +40, император +60.
Не забывайте этапы власти:
Баронство — Графство — Герцогство — Королевство — Империя. За баронство игра невозможна, а отряды войск останавливаются и занимают именно баронства.
Государственный долг
Когда казна имеет отрицательное значение денежного запаса, то держава погружается в долг, не зависимо от его размера. Во время долга в графствах могут происходить вспышки коррупции с негативными событиями, а правитель не способен объявлять воину. Чем дольше государство находится в долгах, тем тяжелее штрафы.
Заключение
Крусейдер Кингс — комплексная и насыщенная игра, однако не является сложной, она более «комплексная» и требует определенного запаса знаний, в отличии от классических стратегий по типу Total War. Желаю удачи с становлением династии!
Автор гайда: DmitryLight.