Подробный гайд по прохождению и механикам игры Hobo: Tough Life
Описание гайда
Хочу поделиться накопленным опытом за свой весь игровой стаж в Hobo: Tough Life. В первую очередь руководство предназначено для тех, кто испытывает проблемы на первой неделе. После этого большинство уже схватывает какие-то моменты, но все же милости прошу, вероятно, вы найдете для себя что-то полезное.
Введение
Доброго времени суток, читатели, читательницы и прочие прогрессивные личности! Располагайтесь поудобнее, берите свои напитки и закуски, вас ждет сборник знаний этой игры. Можете начинать с самого начала, можете сразу переходить к интересующему вас разделу. Приятного чтения!
Отдельная благодарность автору другого руководства, RoyalHeart. Без него и его труда этого гайда никогда бы не появилось. Спасибо тебе за мотивацию и за то, что я бы сам мог бы и не узнать!
Общие советы и ответы на вопросы
В названии главы все сказано, но небольшая разбивка для удобоваримого визуального оформления необходима.
Сон для слабаков
Кроме шуток. Я это понял лишь после того, как отыграл первый сезон полностью и посмотрел на список незаконченных дел в игре Бомж Хобо. Каждая минута, потраченная на койке/скамейке — бездействие, которое можно было бы потратить на обчищение очередной урны, продвижение по заданию или, прости господи, крафт.
Следите за телом
Да, это само собой разумеющееся для симулятора выживания (а наша игра именно им и является, давайте уж честно) — здоровье является самой основополагающей характеристикой. Подробнее о ней чуть попозже, а здесь просто скажу, что хотя бы парочка бинтов в ваших карманах должна лежать всегда.
Социальные связи
Кроме шуток. Бездомные друзья в Hobo: Tough Life вам и денег безвозмездно одолжат, и кофейку нальют, и чего-то покрепче при необходимости нацедят. Причем, в отличие от реального мира, рост доверия практически всегда положительный.
Большинство квестов неограничено по времени
Да, в игре Бомж Хобо случаются моменты, когда помощь уже становится не очень нужна. Но подобное происходит довольно редко и исправление не потратит много сил и ресурсов. Насколько я заметил, подобное касается лишь пары повторяющихся побочек (услуг).
Одежда — ваш щит
Пафосно, в духе Warhammer 40.000, в курсе. Но это правда. Подробнее в главе «Одежда, оружие и обмундирование», а сейчас ограничусь напоминанием о том, что шмотки защитят вас не только от погоды, но еще и от перегруза, чьих-то тычков и всякого мусора.
Слушайте окружение
В запертых контейнерах добыча получше. Но и гражданские не слишком любят Бобжей, копающихся в запертых помойках. Поэтому если слышите оклик, то либо на вас обратил внимание гопник, либо хотят призвать к соблюдению закона. Лучше всего шмыгнуть в ближайшую парадную… или выйти в меню. При возвращении в игру к вам интерес потеряют (но обратят снова, если вы полезете куда не следует).
Если есть в кармане пачка сигарет…
Первые свои заработанные пару сотен в Hobo: Tough Life стоит потратить на фонарик, карту и пачку сигарет. Разве что не забудьте распаковать последнюю, использовав ее в инвентаре.
Батарейки фонарику не понадобятся (аллилуйя!), но в темных закоулках видно будет.
Карта куда лучше почеркушек на бумаге, а десять сигарет это десять взяток гопникам. Без шуток, вставлять обратно выбитые зубы сломанными руками — невеселое занятие. А курево они просят довольно часто.
Смерть — это еще не конец

На момент первичного написания этого раздела я ни разу за 80+ часов игрового процесса не умирал. Так что если бы не автор ранее упомянутого другого руководства, так бы и ломал голову, а нафига амулеты мертвого Бомжа? Так что, да, ради гайда пришлось разок отправиться на респаун. Кратко — после смерти вы очнетесь, но без всего барахла и пенальти по максимальному запасу характеристик. В главе «Потребности» расскажу подробнее. Все, что было при вас на момент смерти, можно будет выкупить у Майснера в особом разделе.
Где взять деньги
Заработать! Об этом подробнее расскажу в главе «Деньги и вы», но кратко — продажа находок бездомным друзьям, подработки, выполнение некоторых квестов.
Как какать
Либо в отведенных для этого местах (в главе «Потребности» это будет освещено подробнее), либо, при переполнении, кгм, ампулы прямой кишки в результате неумеренного переедания, ваш БОМЖ облегчится самостоятельно. Звать маму не придется, но вот мораль упадет, а вонь и загрязнение штанов и обуви повысится на 100 и 50 процентов соответственно. А что вы хотите, питание у них не то, чтобы очень здоровое, казусы случаются.
Спина болит хабар таскать, можно его скинуть

Да, в вашем убежище предусмотрено хранилище на 20 ячеек (можно улучшить различными постройками, подробнее в главе «Дом для бездомного»). Как и в вашем инвентаре, максимальная вместимость одной ячейки — 999 складываемых предметов, но нет ограничения по весу.
Чтобы получить доступ к хранилищу — откройте инвентарь в убежище и щелкните по кнопке с изображением картонной коробки.
Как чинить оружие
На данный момент времени чинить оружие в игре Бомж Хобо возможности нет. Или я чего-то не знаю, что тоже возможно. С одеждой-то просто — на верстаке или у Тика (один из NPC в центральной части города).
Что делать, если поймала полиция и посадила в клетку
В первую очередь вы сами виноваты. Подождите 30 секунд и подергайте дверь, вас выпустят на улицу и даже барахло вернут.
Можно, конечно, поспать или облегчиться, но отопления и туалетной бумаги в камере нет, так что лучше просто поскучать у двери. Поверьте, подтираться руками… не лучшая идея.
На выходе вам вернут вещи, за исключением наркоты и оружия, их придется выкупать у лейтенанта за свои кровные.
Где взять [название предмета]
Ищете и обрящете. Подавляющее большинство — в помойках. Часть можно найти в магазинах (одежду в магазине одежды, лимоны и мыло в супермаркете, антидепрессанты в аптеке), часть в наградах за квесты. На карте и в тексте задания могут быть подсказки. Рандом ваш главный союзник и враг по совместительству.
Как часто обновляются помойки?
Один раз в игровые сутки. Так же и с ассортиментом торговцев (не магазинов!).
Для чего нужна сила воли, как мне повысить ее выше двух
Можно назвать ее ресурсом. Служит для мгновенного успеха в мини-играх, определенных реплик при общении с гражданскими и активации особых приемов в драках. Максимум повышается через улучшение базы и тремя определенными NPC.
Как избавиться от гопников
Как например — обходить их десятой дорогой. Да, зачастую они стоят в переулках и подворотнях, так что придется прокладывать новый маршрут. И не надейтесь на полицию или гражданских. До вас этому миру дела особого нет, так что выкручиваться придется самим. Что ж, приступим.
- Во-первых, в Hobo: Tough Life гопники от вас отстанут без всяких проблем, если у вас меньше 110 крон или запах выше 80%.
- Во-вторых, всегда можно попробовать убежать. Но тут как с гранатой — если удирать бездумно и по прямой, то вы не спасетесь. Гопники все же быстрее и, в подавляющем большинстве случаев, сильнее вас. Старайтесь юркнуть в какую-нибудь парадную или магазин. На худой конец — попробуйте разорвать дистанцию, упав с высокого уступа. Правда, данный способ не сработает, если погоня была близка. Но лучше, чем ничего, все же они не умеют прыгать и карабкаться.
- В-третьих, от вас могут потребовать сигарету (дайте нормальное или, обливаясь кровью и без отсутствия альтернатив, хорошее курево) или шутку (не требуется говорить про «красное и вредное для зубов» или про «утку и велик» — целее будете).
- В-четвертых, квестовая цепочка Бруно в определенный момент предоставит вам возможность слать их подальше без последствий. На данный момент не проверял, но видел в обсуждениях.
- В-пятых, если у вас достаточно хорошее оружие, то можете попробовать принять бой. Особенно если вы умеете драться и оружие у вас хорошее и здоровье болтается в районе максимума. В случае победы — сами заставите их платить, да и достижение получите. А что, 70-80 крон лишними не будут.
- В-шестых, можете просто отдать часть денег, если конфронтация неизбежна. Да, терять где-то треть нажитого неприятно, но… Деньги — брызги. Вы их всегда сможете заработать снова.
Мешают рыться в помойке
Если вас окликнул какой-то хмырь, когда вы рылись в помойке в игре Бомж Хобо, и вы оттуда вылезли, а он все равно стоит и пырится на вас, то вы можете просто убежать подальше — рано или поздно ему надоест смотреть за вами. Но лучше шмыгнуть в ближайшую парадную. Таким образом бдительный гражданин перестанет вами интересоваться и уйдет по своим делам.
Внимание! Если вы не прекратите свои поползновения к чужому имуществу, то вас принудительно прервут разговором и попытаются отправить в полицию. Если повезет, то отбрешетесь или отобьетесь. Но поначалу скорее нет. Так что лучше в парадную.
Эксплойт: Если вы играете в одиночку, то даже если вас все-таки поймали за руку, просто закройти игру через диспетчер задач. При повторном запуске игры вы окажетесь на том же месте без потери прогресса. Если что, то этот же способ сработает и с гопниками.
Зачем нужны куриные кости, интересные бумажки и кружки с бутылками
Некоторые люди принимают их в обмен на деньги или что-то еще. Тот же обитатель канализации однажды за пять куриных костей мне как-то раз выдал байкерские штаны. В целом, добыча не такая впечатляющая, но иметь в виду стоит.
Где взять собачий корм
Изредка попадается в помойках, но на юго-востоке карты, в одном из ее закоулков, есть приют для животных. Там его можно купить, вместе с питомцем.
Метель не кончается
Прошел месяц по игровым часам, метель не кончается, все закрыто… Это баг или фича? Это фича. Так знаменуется окончание сезона. Вы все еще можете общаться с другими БОМЖ-ами, но пока вы не явитесь на выборы короля нищих — ничего не изменится. Можете использовать данный временной промежуток для того, чтобы закрыть какие-то квесты или личные гештальты, не требующие внимания не бездомных NPC.
Мало голосов для избрания
А если у меня не хватает голосов для избрания? Значит не судьба в этом сезоне. Идите к Герольду, он все равно проведет выборы, а вас выкинет вроде как заново, но не обольщайтесь — это следующий сезон. Он немного сложнее, но в целом это ваш шанс закончить все дела.
Обязательно ли ждать выборов в конце сезона
За меня уже поручилось необходимое количество влиятельных лиц! Делать решительно нечего! Обязательно ждать выборов в конце сезона? Спасибо разработчикам — теперь нет. Если у вас собраны необходимые голоса, то идите к Герольду и просите провести досрочные выборы. Он не откажет, а достижение ваше.
Персонажи
На данный момент в игре Hobo: Tough Life есть четыре класса БОМЖ-ей, причем обычный доступен вам с самого начала. К сожалению, на момент написания руководства мною были открыты лишь два, так что оставшихся сравниваю исходя из теоретических выкладок.
Базовый БОМЖ
Ни преимуществ, ни недостатков. По сути, хорошая рабочая лошадка. Слегка замедленный старт по сравнению с другими компенсируется его стабильностью и отсутствием дополнительного внимания к характеристикам.
Это действительно идеальный персонаж для новичка и пройти за него игру не так уж и сложно. Одинаково полезен и в одиночке, и в сети.
Старик
Вот и начинается пора домыслов. Если в этом сезоне у меня не забагуется его открытие, то обязательно посмотрю точное падение энергии и прирост обаяния.
Однако, даже на бумаге бонус не выглядит слишком впечатляющим. Да, он, вероятно, позволит чуть лучше побираться и может даже торговать и красть, но на ранних этапах игра от социума не слишком хороша. А со среднего уже появляются вещи, позволяющие нивелировать это преимущество.
Совсем другое дело, если идут бонусные проценты от общения — тогда есть шанс взрывного роста в деньгах, что открывает кучу возможностей. Штраф по энергии при игре от гражданских не так важен, но все же являет собой дополнительную и, пожалуй, самую неприятную головную боль. Но для отыгрыша добренького старичка-боровичка чудо как подойдет.
Кстати, вполне может разгрузить товарища по сети, взяв на себя социальные взаимодействия.
Помойная крыса
Ой вей, этого персонажа несложно открыть и очень, очень легко полюбить. Дополнительные трофеи в помойках, которые и так являются основным источником ресурсов — это преимущество слишком сильно.
Только задумайтесь, когда обычный БОМЖ найдет лишь дюжину предметов в большой помойке, этот кадр откопает там почти в два раза больше! Дополнительный хлам, дополнительные материалы, одежда, запчасти… А цена не настолько высока, особенно учитывая то, что влажные салфетки и мыло исправно попадаются в тех же помойках. Запах, конечно, быстрее растет от грязной одежды… но у вас не будет проблем с избавлением от него. В конце концов, даже если в помойку никто не выбросит мыла, часть хабара можно спокойно продать ради него и все равно остаться в плюсе.
Алкаш
Думаю, я его открою просто по фану. Это не слишком сложно сделать, если есть достаточный запас алкоголя — требуется всего лишь упиться в зюзю разок (можно даже по квестам, связанным с Бухарями) и просто продолжать пить примерно каждые пару минут, следя за тем, чтобы опьянение не падало ниже 90%.
Его преимущества… нишевые. Если у вас реакция примерно как у автора руководства — лишний шанс на то, что скилл-чек будет успешным для вас благо. Если вы спокойно справляетесь с этой мини-игрой или овладели мастерством навыка, то тогда оно не играет роли.
Выигрыш в лотерею же… Я даже не вижу вариантов, которые могли бы помочь вам вне ранней стадии игры. Кроме крайне маловероятного с тремя билетами по 500-1000 крон выигрыша каждый подряд.
Базовый интерфейс

Не обращайте внимания на то, что творится на скриншоте. Нам нужны лишь показатели. Хоть они и, в целом, очевидны, на всякий случай распишу их подробнее. В целом, сколько-нибудь опытные игроки и так прекрасно все расшифруют сами, так что данная глава является строго факультативной.
Основная панель в игре Hobo: Tough Life находится в левом верхнем углу. Портрет вашего персонажа обрамляет круг с разными полосками:
- Красная полоса — ваше здоровье.
- Зеленая полоса слева от нее — остаток выносливости.
- Вереница серых прямоугольников — сила воли персонажа. Неиспользованная выделена ярче. Минимум 2, максимум 8. Три единицы можно получить от улучшений лагеря, еще три — от определенных NPC.
- Белая с рыжим шкала над силой воли — отображение температуры вашего персонажа.
- При попадании под осадки рядом с температурной шкалой появляется голубая полоска — шкала намокания.
- Температура относится к окружающей среде.
- Чуть ниже нее — ваши кроны.
- В правом верхнем углу — время суток.
- В правом нижнем — отображение предметов в слотах быстрого доступа и их количество в рюкзаке. На скриншоте — бинты.
Потребности персонажа

Что ж, позвольте представить: лист потребностей персонажа. При нажатии на любой ползунок выводится короткая справка и даже рекомендации. Я же позволю себе их расширить и дополнить.
Так как даже одиночная игра ориентирована на сетевое прохождение, то вы лишь расстаетесь с предметами, бывшими на вас и терпите небольшой штраф. Да, после первой безвременной кончины максимальный уровень характеристик теперь уже 95%, после второй — 90% и так далее. Повысить же обратно можно с помощью покупки или нахождения редких трофеев — амулетов мертвых БОМЖ-ей.
Начинаем по порядку согласно приложенному выше скриншоту. Стоит отметить, что у большинства характеристик есть свои пороговые значения. У первых шести это 20%, при их достижении здоровье начинает убывать с постоянной скоростью. Быстрее всего, если глаза меня не обманывали — от холода и настроения, все остальные — примерно одинаково. В любом случае, красный сигнал — повод заняться собой незамедлительно, дабы не терять все ценное барахло.
Здоровье
Тут все как водится. Сотня — великолепно, ноль — привет, смерть. При достижении порога вы падаете на землю с сообщением «Вас избили» и несколько секунд лежите без движения. После того, как вы встали на ноги — у вас есть некоторое время на то, чтобы привести здоровье в относительный порядок — бинтом, едой и прочими вещами. К счастью, драться при таких показателях уже нельзя. Но это падение может сослужить вам дурную службу, если травма резко перешагнула порог, а помимо нее были и другие факторы, влияющие на здоровье.
Будьте готовы к тому, что в начале игры норма здоровья — в районе 50-60%. Ресурсов не то что бы много, а показатели постоянно падают. Как только вы выучите первые рецепты нормальной еды и запасетесь тряпками для бинтов — постепенно уже приводите себя в порядок.
Убывает от критических состояний и некоторых стихийных бедствий, будь то гравитация или обнаглевший гопник. Самоубиться путем падения с высоты, кстати, нельзя — здоровье остается на уровне 1%.
Как восстановить? Ешьте вкусную еду, бинты, аптечки. Также помогает сон в лагере с соответствующим глобальным улучшением базы. Доктор на карте есть, но он один и невыездной.
Энергия
Это второй по скорости убывания параметр в игре Бомж Хобо. Но убывает он практически постоянно, ведь ваш подопечный вряд ли будет сидеть на одном месте. Напрямую влияет на общий остаток выносливости, позволяющий вам бегать, что попросту необходимо. При перегрузе накладывается штраф в 50% от нынешней энергии и убирается пассивное восстановление выносливости. К счастью, экстренный выплеск в виде кофе или колы все еще работает. На нуле энергии персонаж недолго движется с черепашьей скоростью, потом переходит на шаг и так остается вплоть до отдыха, на бег перейти нельзя.
Убывает постоянно, при активных физических нагрузках — быстрее. При пересечении порога начинает со средней скоростью снижать здоровье.
Как восстановить? Выпейте колы или кофе, поспите или попросите бездомного друга. Некоторые алкогольные напитки так же могут придать энергии.
Сытость
Еще один постоянно снижающийся параметр. В целом крайне очевиден. При пересечении порога персонаж урчит животом и начинает понемногу терять здоровье.
Убывает постоянно.
Как восстановить? Просто съешьте что-нибудь. Не забывайте про прямой кишечник, анекдот про сто первый пельмень в этой игре слишком актуален.
Настроение
И снова постоянно снижающийся параметр. При определенных ситуациях резко снижается на определенную величину. При пересечении порога — правильно, начинает постепенно снижаться здоровье.
Падает постоянно, есть ощущение, что ускоряется при неудачах в мини-играх. Кражи, неприятные беседы и, мммм, собственная слабость также негативно влияют на ваш боевой дух.
Как восстановить? Антидепрессанты, алкоголь, сигареты, благословление в церкви, беседы с друзьями, подтирка роскошной туалетной бумагой, сон в улучшенном лагере — это все помогает, но не так, как банальный журнал PlayGuy, за 60 крон и один клик восстанавливающий 100% настроения и дающий небольшое восстановление на полторы минуты. Grab your ass and single click, как говорится.
Тепло
Первый ситуационный параметр. Напрямую зависит от качества надетых на вашего персонажа вещей. Чем выше сопротивление холоду — тем, ясное дело, лучше. Стоит помнить, что из-за чрезмерного износа вещи могут греть не так хорошо, как раньше, но об этом в соответствующей главе. При достижении порога здоровье быстро убывает, раскачивается камера и страдает иммунитет, особенно если персонаж простыл, что может доставить проблем.
Падает если ваше сопротивление холоду не соответствует температуре окружающей среды.
Как восстановить? Костер, горячий чай, алкоголь. Стоит отметить, что в плохую погоду крайний вариант предпочтительнее в силу намокания. Не забывайте про то, что согреться у костра персонаж может только если его сухость выше 50%. Для домоседов хорошо работает метод пережидания плохой погоды в койке у самого костра в лагере, особенно при взятии определенных улучшений для лагеря.
Сухость
Проблема мокрого тела возникает лишь при буйстве стихии. Осадки ведут себя как полагается и ваша одежда постепенно промокает, а вместе с ней и вы. Чем выше сопротивление — тем больше пауза перед началом намокания при дожде/снегопаде и тем медленнее накапливается сырость. Однако, стоит отметить, что даже специализированное шмотье не сможет долго сдерживать буйство стихии. Так что осадки будут вашей ремиттирующей головной болью, а передвижение по городу больше будет сводиться к перебежкам по возможности закрытым участкам с периодическими остановками, чтобы обсушиться и согреться у костра. Таки при минимуме сухости температура в два раза падает сопротивление холоду, что заставляет вашего подопечного мерзнуть с катастрофической скоростью.
Падает если вы находитесь во время дождя и снега под открытым небом (нет крыши над головой).
Как восстановить? Только вблизи от горящего костра и никак иначе. Погода бессердечна, стихии глубоко наплевать умрете ли вы или останетесь жить. Так что держите всегда при себе какие-нибудь газеты или алкоголь. На всякий пожарный.
Более сложные потребности персонажа
С этого момента отсчет параметров немного меняется. Все та же процентовка, но лучшее значение — 0%, а максимум — 100%. Также меняются пороговые значения — 40 и 70% (в случае запаха — 80%).
Опьянение
Название уже говорит само за себя. Показывает величину ваших (не)умеренных возлияний. На первом пороговом значении часть гражданских откажется с вами говорить, на втором — в два раза упадет скорость передвижения, изменится походка и заговорить с окружающими можно будет лишь при наличии определенных перков. И то весьма ограниченно. Кстати, в нескольких квестах вам придется провести в этом состоянии некоторое время.
Как повысить? Просто бухать. Неважно что, все пойдет в дело. Чем крепче, тем быстрее.
Как снизить? Сон на некоторых скамейках, да и этот параметр падает с течением времени. А еще можно тяпнуть кофейку, закусить огурчиком и залиться чайным грибом.
МинЗдрав в лице автора гайда предупреждает — синька зло. В игре Hobo: Tough Life алкозависимость куда ни шло, а вот насчет вашей жизни — лучше подумайте. Конец красивым не будет, спасибо, чуть ли не каждое дежурство вижу итоги. Дело, конечно, ваше, но не советую.
Отравление
Чуть менее очевидный параметр, но при этом пакостнее. Токсины — неизбежная часть жизни любого человека, а БОМЖ-а, вынужденного зачастую пить-жрать что попало — так тем более. При пересечении порогов здоровье начинает снижаться, а съеденная пища с вероятностью в 50% стремительно пронесется через все ваше тело, оставив после себя мокрое место на штанах и ботинках.
Как повысить? Сигареты, алкоголь, лекарства, наркотики, некачественная еда — все пойдет в дело. Ну еще некоторые квестовые события.
Как снизить? Либо со временем, либо выпить чайного гриба. Чудодейственное средство, всего лишь полтинник за баночку в местном супермаркете. Или идите к доктору.
Болезнь
Жизнь на улице — не так проста, как может показаться. Особенно когда ветер весело свистит в дырявых портках. При пересечении порогов здоровье начнет убывать. Стоит обратить внимание на то, что если она выше 40%, то выздоровление уже становится сложнее без сильного иммунитета, так как с повышением параметра падает и сопротивление ей.
Как повысить? Просто почаще переохлаждайтесь — и довольно быстро начнете кашлять. После того как простыли, рост ускоряется.
Как снизить? Постепенно снижается сама по себе, если БОМЖ согревается и вообще ведет здоровый, насколько это возможно, образ жизни. Можете еще сходить к врачу, выпить антибиотиков, чаю или скушать пяток яблок или лимонов. Или выпить бульон. Или поспите в лагере, если вы взяли соответствующее улучшение.
Естественная нужда

Физиология, как и гравитация — бессердечная собачья самка. Вот и каждый съеденный вами продукт будет влиять на этот параметр, причем в сторону повышения. С 40% начинается небольшой штраф к настроению, со второго порога любая съеденная еда может привести к внеплановой дефекации. Обделаетесь, если по-русски.

Как повысить? Просто ешьте. Любая еда, от объедков и яблок до изысканных деликатесов будет так или иначе увеличивать тревогу вашего заднего прохода.
Как снизить? Либо ешьте и рано или поздно ваш сфинктер даст слабину. Но в таком случае попрощайтесь с чистотой штанов и обуви. Либо воспользуйтесь туалетом (вроде того, что находится на первом скриншоте или в богадельне сестры Агнес… или на вашей базе, если построите). Либо воспользуйтесь местом как на втором скриншоте. Правда перк доступен далеко не сразу и вам потребуется туалетная бумага… если не хотите испачкаться. Да и отморозить оголенный зад гораздо проще.
Запах
Так как санузлы у БОМЖ-ей дело нечастое, да и регулярно приходится рыться в помойках, неприятный запах будет вашим знакомым. Особенно с персонажем-добытчиком, у которого он растет чуть ли не самостоятельно. БОМЖ-и, к счастью, на него не обращают внимания — а вот с первого же порога с вами некоторые откажутся взаимодействовать. После второго даже матерые гопники, при попытке подойти и попросить закурить, кинутся прочь, теряя сознание от вони. Даже в общественный транспорт вас не пустят.
Как повысить? Ходите в грязной одежде (отмечается в инвентаре стилизованным зеленым дымом, равно как и подписью о том, насколько она пропитана запахом в процентах) да ходите в туалет, не снимая штанов. Первое работает постепенно, второе сразу до максимума, заодно снижая настроение на 30%.
Как снизить? Либо примите душ (у Тика, в богадельне сестры Агнес и в Форте), либо воспользуйтесь расходными материалами — мыло, влажные салфетки, дезодорант. Последний, например, убирает 60% запаха сразу и постепенно снижает еще на некоторое количество. А цена его — полсотни крон в супермаркете.
На самом деле, нисколько не могу винить людей в том, что они шарахаются от подобной вони. Те, кто работают на «Скорой» или в приемном отделении, как автор, еще хотя бы привыкшие. Без шуток, я видел, как неподготовленные блюют от амбре БОМЖ-а IRL.
Положительные и отрицательные эффекты

Что ж, пора переходить к тому моменту, который будет нашим хорошим другом на раннем стадии игры, а в случае лагеря — вообще всегда. Но о вашей базе (она же «хижина» в официальной локализации) — чуть позже, в соответствующей главе. Эффект имеет силу от одной до трех звезд, что напрямую влияет на его длительность (по минуте за звезду, итого до трех) и силу.
Лечение
Вынужден сразу же извиниться — я ни разу не получал данный эффект. И даже не помню, видел ли где именно им можно разжиться. Возможно, есть какие-то особые скамейки или это может предоставить местный врач, но в их услугах у меня не возникало нужды. Бинты сделать просто, да и прочих методов поправить здоровье в игре предостаточно, взять бы ту же «Жратву» и «Вкусную жратву» (но вторая сложна в приготовлении для неопытных).
Вера
Вы восстанавливаете 1 настроения раз в 4/3/2 секунды.
Вот это усиление вы будете, скорее всего, использовать крайне регулярно в силу давления окружающей реальности на ваш хрупкий рассудок. Мало того, что настроение падает само собой, так еще и злоупотребление кражами и, как следствие, приводы в полицию, также отрицательно влияют на рассудок. Основной источник веры — либо благословение в церкви, либо хорошие сигареты.
Лекарство
Так же, как и с лечением, ни разу не получал. Вроде бы, скамейки на юге города дают этот эффект, но не уверен. Напомню, сон в игре не обязателен, да и вообще не слишком-то нужен. Под открытым небом так тем более. Возможно, можно получить у доктора… но не проще ли вылечиться сразу или попросту не допускать проблем?
Тепло
Не проверял точных цифр, но эффект довольно приятный на бумаге. К сожалению, без потенциальных больших проблем можно получить только от бульона, если мне не изменяет память. Потому что другие источники — алкоголь и наркотики. Что то, что это — не лучшие варианты. Еще одну звездочку тепла можно получить по требованию, потискав своего пса.
Уверенность
Вы получаете +5/10/15 обаяния.
С одной стороны может и помочь, с другой, лучше не полагаться на вино и сон на автобусных остановках для заведения разговоров с гражданскими. Довольно неплохим бюджетным вариантом, кстати являются баночная кола и сникерсы. В конце концов, энергия нужна всегда (а шоколадки восстановят силу воли при необходимости), а уверенность — приятный бонус.
Дезодорант
Ваш запах снижается на 1 раз в 4/3/2 секунды.
Получить можно с помощью, как ни странно, дезодоранта. Надежнее его покупать в супермаркетах, ведь в помойках чаще будет его младший брат — мыло. Приятно, конечно, но испытывать проблемы с запахом вы будете разве что в самом начале, а потом уже постепенно накопятся различные салфетки душистые да мыло жижное.
Ярость
Вы получаете +5/10/15 атаки.
РЕЙНДЖЕР! ВОР! ХОЗЯИН! РАБ! © РВАТЬ И ДРАТЬ! © МОЯ КРУШИТЬ! © Ох, простите, чутка увлекся. Ценное усиление, если хочется разбить хлеборезку надоевшему гопнику битой или полицейской дубинкой. Ну или по квесту придется драться на кулаках. Стоит отметить, что сил в основном придает алкоголь. НО! Базовый способ получить первый уровень ярости можно от энергетика или от друга-бездомного, попутно восстановив энергию.
Отрицательные же эффекты в большинстве своем были рассмотрены как добавление к проблемам с показателями. Так что этот подраздел будет посвящен зависимостям. К счастью и к сожалению, они практически одинаковы. Разница лишь в количестве продукта, что необходимо употребить для возникновения.
Стоит отметить, что она не развивается спонтанно: Предупреждение дается за три «дозы» до развития. Если оно выскочило — значит пару дней от соответствующего продукта необходимо воздержаться или жить с последствиями. В целом они не настолько страшны, просто время от времени требуется будет курить/пить алкоголь/принимать наркотики. По крайней мере, на начальных стадиях. Но! Способ избавиться от зависимости есть. Не принимать в течение длительного времени. 45 минут, если быть точным. И вот тут начинается проблема: Каждая зависимость, требующая дозы, снижает ваше здоровье на 1 раз в 2-2.5 секунды.
На практике — у вас есть примерно полторы минуты спокойной жизни, а потом требуется кушать аптечку. Или две минуты, но это будет стоить две мази или аптечку и бинт или шесть бинтов.
Казалось бы, ну и что с того? А то, что вы не представляете, насколько быстро на практике может возникнуть проблема. Напомню, время во время разговоров, покупок и прочих взаимодействий не восстанавливается. Так что да, выбор невелик — либо вы живете с последствиями, либо трудный путь исцеления, либо выход труса, но потом придется восстанавливать уменьшенные характеристики (но таким образом вы избавитесь от зависимостей). Профилактика — ваша лучшая защита.
В игре Бомж Хобо есть квестовая цепочка фракции Бухарей, а также еще один квест, связанный с ними. Так как большинство из них, скажем так, перманентно в никакашку, то внятно поговорить с ними получится лишь будучи ужратым в щи (ставь лайк, предайся ностальгии вместе с автором, если когда-то нормально беседовал с Торром в Fallout 2). Так что во время этих квестов следите за тем, чтобы не заработать привычку закладывать за воротник.
Введение о навыках и разговор о помойках

Вот и пришла пора разобрать то, что будет расти вместе с вашим игровым стажем. Здесь применяется система, аналогичная таковой в старых версиях 7 Days To Die или в Skyrim. Делаете что-то? Этот навык постепенно растет. Также, некоторые люди при определенной степени доверия за бутылкой рома могут вывалить разовую сумму опыта этого навыка.
Необходимо знать, что навык еще имеет три ступени развития: базовую (ее вы и так знаете), экспертную и мастерскую. Для их освоения нужен тренер, его доверие, ром, 300 крон и определенные знания (для эксперта нужен 4 ранг, для мастера — седьмой).
Перки, связанные с умениями, обычно выдает тренер. Не задаром, конечно, но уж накопить немного денег и рома определенно стоит. Почему?

Во-первых, +1 успешный сектор в мини-игре. Немного, говорите? Поверьте, когда вам требуется шесть или семь раз подряд попасть по одной полосочке, а стрелка бегает быстро… вы сразу оцените преимущество. Не спорю, некоторые могут крутить такие скилл-чеки с закрытыми глазами, но автор не из числа таких. И, вероятно, некоторые из читателей тоже. Все мы разные, примите как факт.
Во-вторых, помимо расширения мини-игры, проявляются и другие моменты. Особенно это заметно во время рысканья по помойкам. Ведь экспертные и мастерские навыки убирают 40 и 80% бесполезных клеток, как следствие, увеличивая количество ресурсов на такое же число. Да, святой Рандомий привычно слепо сыплет хабаром по контейнерам, но даже базовую разницу (в конце концов сами убедитесь в разнице по _потенциальной_ добыче своими глазами) я вам сейчас приведу на скриншотах. Для примера взята большая помойка недалеко от лестницы, ведущей к цыганам, та, что напротив дома доктора Красавчика.

Добыча базового БОМЖ-а. 12 клеток с трофеями. Обратите внимание на две нераскрытые клетки в правом нижнем углу — там «мины», что видно по счетчику в левом верхнем углу.

Добыча базовой помойной крысы. 23 клетки с трофеями.

Добыча помойной крысы с экспертным навыком ныряния в помойки. 30 клеток с трофеями.

Добыча помойной крысы с мастерским навыком ныряния в помойки. 38 клеток с трофеями.
На последних двух скринах стоит отметить то, что уже взят перк «Экстрасенс», позволяющий заранее видеть что из себя представляет содержимое «любопытной находки».
Кстати, оцените щедрость святого Рандомия. Такого же типа мусорный контейнер, но он стоит между приемкой металлолома и общественным туалетом на АЗС.



Добыча в мусорных контейнерах, кстати, различается. В запертых больше добычи, но держите ушки на макушке — гражданские и полицейские не любят, когда кто-то в них копается. Еще, судя по всему, содержимое частично зависит от окружения. В промышленных зонах и промышленных помойках чаще можно найти стройматериалы, мебель и прочие вещи для базы. В жилых районах будет больше объедков. Также стоит понимать, что разделение мусора так себе, но работает.


В большинстве мусорок, конечно, добыча смешанная, кроме малых урн, на девять ячеек с двумя минами. Также то, что контейнер вроде как для чего-то особенного, не отменяет факта того, что там может оказаться и что-то другое в порядке исключения.

Здесь представлены вышеупомянутые малые урны. В левой хранятся объедки, изредка можно выудить даже пакет с вином или «Сникерс». В правой — окурки, редко — хлам или немного мелочи (от двух до двадцати с чем-то крон). Подобные малые урны кое-как годятся для постижения азов ковыряния мусорок, но не более. К тому же, навык растет даже просто за обнаружение ячейки с трофеем. А вот мини-игра, особенно успехи в ней приносят еще больше опыта.
Отдельного упоминания заслуживают самые ценные месторождения ресурсов: кучи хлама для обыска которых требуется перк «Расхититель помоек». В них вы обнаруживаете исключительно самое ценное: одежда (на ткани, продажу или для ношения), стройматериалы (брезент, доски, гвозди..). и прочие нечастые радости жизни — старые вещи, подлежащие ремонту, лекарства, штуки для разбора (комплекты посуды), барахло для лагеря (начиная от шлакоблоков и заканчивая полноценной мебелью).
Чтобы подвести итог — навык «Купание в помойках» будет расти с вами всю игру. Каждый его уровень — это предупреждение о еще одной мине, а с десятого уровня для успеха в мини-игре на средней сложности уже будет хватать лишь одного попадания. Этот навык — чуть ли не основной в игре, поэтому стоит выбирать его в качестве бонуса от вашей базы (но об этом позже, в соответствующем разделе).
Тренер — Медведь. Он же обучит перку «Экстрасенс». «Расхитителю помоек» в свою очередь обучит Майснер.
Прочие навыки и некоторые перки
Что ж, будем считать, что мы закончили с одним навыком, неразрывно связанным с большим аспектом игры. Вернемся же к остальным, в порядке упоминания.
Общение
Второй навык, который получает опциональный бонус от улучшения лагеря. Особенно хорошо показывает себя начиная со второй половины игры, когда уже ваш БОМЖ сможет уверенно заводить разговор с большинством гражданских. Дело в том, что определенные слова могут подтолкнуть NPC к тому, чтобы попросить у него денег, подрезать карман или продать ему не слишком нужную вам вещь. Да-да, в конце игры не напрягаясь сколотить пару-тройку тысяч крон за сутки с подвешенным языком и запасом пылесосов-наушников-чайников — проще простого. В счет повышения навыка идут все попытки разговора, связанные с процентным шансом на успех и участие в мини-играх. Немало опыта, кстати, можно получить в процессе квестовой линейки Форта при общении и помощи его обитателям. В нескольких квестах, кстати, он тоже задействован.
Тренер: Шизик. Он же учит перку «Стратег». «Нахал» — Лангос. «Приколист» — Наггетс. Косвенно со всеми социальными навыками поможет Финн, обучив нас трем ступеням перка «Очаровашка» (+5/10/15 обаяния).
Попрошайничество
В целом любопытный перк, который понерфили в нынешней версии — теперь ступени развития лишь дают некоторый шанс на получение предмета — 30 и 70% соответственно. Но при подвешенном языке все еще можно насшибать немало денег (сложные товарищи могут отсыпать до сотни крон с носа), а в совокупности со «Стратегом» — так и еще больше, надавив на жалость.
Ценности в квестах не несет, торговля приносит доход стабильнее, но в конце игры и при должном усердии можно получать тысячи крон в сутки просто бегая рядом с вокзалом.
Качается обычно вместе с общением.
Тренер: Генри.
Торговля
Один из основных способов получения чеканной монеты и хрустящей купюры в этой игре — торговля некогда хламом. Сломанным наушникам, клавиатурам, чайникам и так далее легко можно дать новую жизнь. К сожалению, не стоит забывать о том, что ресурсы для ремонта сами себя не найдут. Качается параллельно с общением — уронили фразу-другую и пробуем продать что-то.
Тренеры: Анатолий, причем он может дать вам несколько ценных уроков торговли (в виде более чем тысячи опыта!), Барон и Наггетс. Последний так же обучит перку «Уличный торговец», который, при успехе в мини-игре, увеличит выручку от сделки еще на 20%. Экспертные и мастерские знания в дополнение к обычным бонусам позволяют предложить гражданским больше предметов на выбор. Удобно, когда вы хотите продавать пылесосы, принтеры и лампы, а на выбор попадаются лишь проездные и презервативы.
Кража
Было ваше, стало наше. На краденых вещах не висит ярлычка о том, что она кому-то принадлежала, так что можно смело пускать ее в дело или продавать кому-то за углом. Увы, опыт цедится в час по чайной ложке, да и работа сопряжена с риском быть пойманным за руку полицейским или просто бдительным гражданским. Но начинать лучше с обчищения запертых контейнеров. Но не забывайте о депрессии. В паре заданий есть возможность применить его и в разговоре (как например, незаметно уйти после того, как справил большую нужду в стиральную машину).
Тренер: Фулгрим. Он же обучит вас перкам «Бесстыдный вор» 1 и 2 ступени (уменьшает/отменяет штраф к настроению от кражи) и «Карманник» — первый предмет при краже у человека будет сворован мгновенно. Да, будь то сигарета или пылесос. Ступени эксперта и мастера увеличивают выбор вещей для кражи у человека на 1 и 2 соответственно.
Ремесло
Крафт, крафт, крафт. Да, множество вещей, в том числе и еды вам придется собирать своими руками. Даже халупы. Стоит отметить, что все действия в мини-игре, связанной с этим навыком, приводят к падению энергии, а провал лишь заставляет начать сборку заново. Как начинать качать? Делайте самокрутки, бинты, разбирайте ненужные вещи, готовьте еду. С повышением навыка количество действий, необходимых для создания той или иной вещи сокращается. Некоторые предметы и разговоры в квестах требуют определенного уровня этого навыка.
Тренер: Монти. Он же обучит перку «Инженер» и у него же за скромную цену всегда можно будет починить несложную технику — наушники, клавиатуры, чайники, пылесосы, что, в целом, очень даже выгодно, так как изоленты и клея вечно не хватает, а покупка только их уже обойдется чуть ли не дороже стоимости готового прибора.
Взлом
Пожалуй, самый простой и прямолинейный навык. Вы просто вскрываете чужие замки. Навык растет быстро, отмычек всегда в достатке.
Тренер: экспертной стадии научит вас Дракс (позволит вскрывать сложные замки), он же преподаст несколько уроков о взломе замков (опыт). Мастер-навык даст Бонд, доступ к которому откроется по квестовой линейке Бруно (позволит обчищать некоторые жилые помещения).
Одежда
Что ж, о теле своем мы узнали, об уме тоже. Но каждому продукту нужна своя обертка. Ведь, как говорится, встречают по одежке. Да и само по себе ваше обмундирование — это именно то, что продлевает ваше существование в Hobo: Tough Life. Первоначальных тряпок надолго не хватит и первая ночь под луной на парковой скамейке сразу покажет вам, что это было не лучшей идеей.
Одежда
Ее у нас четыре слота: голова, тело, ноги и ступни. Полный список одежды, возможно, я когда-нибудь и сделаю, но не сейчас. Если же будут просьбы — начну постепенно собирать базу данных для этого. Торгуют одеждой различные магазины, ее можно найти в помойках, изредка что-то могут дать в награду (особенно уникальные варианты, вроде пальто дилера или штаны Бухаря)… и БОМЖ Тик, у которого еще можно эту самую одежду починить и продать(!).
Но давайте отойдем от разговоров «если бы да кабы» и обсудим именно наши тряпки. Базовые параметры одежды — ее два основных сопротивления, которые будут вместе с ней несмотря ни на что и прочность. Эта же прочность имеет три бонусных характеристики (при износе они постепенно перестают действовать — то есть, если у вещи 9 единиц прочности из 30, то действует только один бонус, в дополнение к основным). Об этих вещах и начнем. И необходимо понимать, что статы одежды не фиксированы, возможны небольшие отклонения между одинаковыми, например, куртками.
Важное пояснение: Говоря «встречается на всех типах одежды» я имею в виду слот, к которому одежда относится. Не факт что она будет на том или ином элементе одежды (например, байкерские вещи дают защиту и сопротивление холоду/сырости, но не обаяние. Или пижонистые штаны как бонус предлагают вообще лишь обаяние.
Сопротивление холоду и сырости.
Говорит само за себя. Доминирует при этом теплоизоляция. В конце концов, осадки идут не постоянно, да и высокое сопротивление сырости лишь ненадолго отсрочит намокание (и лишь несколько замедлит его прогресс). Замерзнуть куда проще. Встречается на всех типах одежды и практически всегда — как бонусный вариант.
Защита
Этот параметр, по идее, несколько снижает входящий по вам урон… но я, если честно, не заметил очень сильного влияния. В целом может сыграть свою роль, но лучше вложиться в силу воли и возможность несколько раз подряд ударить без вражеской контратаки, чем допускать чьи-то побои. Встречается на всех типах одежды.
Карманы
Дополнительная грузоподъемность. Поначалу играет роль, а когда вы уже навесите на себя три сумки по +50/70 — уже не слишком. В целом в этой игре перегруз не так страшен, но без него комфортнее. Присутствует только на некоторых штанах и куртках!
Обаяние
Простой бонус к обаянию. Чем он выше — тем больше шансов, что гражданский ответит на ваше приветствие. Встречается на всех типах одежды.
Оружие
А вот здесь я представлю таблицу об оружии. Да-да, я помню про лопату, но хоть убейте — не помню точных статов. Как встречу в помойке/продаже — сразу же добавлю в таблицу. Точной формулы атаки-защиты не знаю, по крайней мере — сейчас. Крит — по классике, наносит двойной урон при срабатывании. Атака еще задействуется в нескольких необязательных квестовых диалогах и при высоком ее итоговом значении (40+) имеет шанс отпугнуть гопника.
* — данное оружие может быть задействовано в квесте. ВАЖНО: лопата и саперная лопата — единственный момент, где нет альтернативного решения.
Обмундирование
Это короткий раздел, посвященный трем дополнительным слотам. Они предназначены для пакетов, сумок и прочих расширений инвентаря. И это очень важные предметы, пусть даже перегруз здесь не критичен. Для комфортного прохождения хватит трех стильных портфелей (+50 инвентаря за каждый, 300 монет за штуку, продаются в магазине Спурны), но в самом начале рекомендую разжиться тремя холщовыми сумками (+30 инвентаря за каждый).
Дом для бездомного
Тело, ум, одежда — это все великолепно. Но хорошо же, когда кто-то может еще и домой вернуться. В игре есть четыре места для стройки своего лагеря и вы можете завалить хламом их все. Однако, каждое из них обладает некоторыми мелкими отличительными чертами.
Укрытие в Яме
Это место ближе всего к точке старта игры. Оно вполне может стать вашим главным укрытием, хотя бы потому, что оно единственное частично прикрыто от осадков. Спасибо полотну хайвэя! Расположено оно в левом верхнем углу карты, имеет рядом достаточно много мусорных куч, дающих богатейший улов и выход к автобусной остановке с табачным и продуктовым ларьком. И это не говоря о том, что поблизости есть пункт приема металлолома и общественный туалет. В ближайших окрестностях гопники не появляются (не раньше парка напротив вокзала и арки за АЗС), что тоже очень выгодно смотрится на фоне других. А еще оно больше всех остальных по полезной площади.
Укрытие за супермаркетом
Это место находится ближе к центру карты, недалеко от церкви. Несмотря на свою небольшую площадь, стратегически оно тоже выгодно для поселения. Рядом с ним есть два запертых мусорных контейнера, но добыча преимущественно пищевая. Там же, кстати, присутствует выход в канализацию. К сожалению, неподалеку за церковью любят ошиваться гопники. Автобусная остановка недалеко, там же есть, помимо стандартных ларьков с едой и сигаретами, супермаркет (какой шок) и выход к торговым рядам. Центр есть центр.
Укрытие рядом с отелем
Еще один лагерь недалеко от центра карты. Скудная площадь, только табачный киоск, но есть выход в задние дворы, кишащий помойками (с замками и без) и гопниками. В целом его легко застроить, да и расположение не лучшее. Увы, оно все же проигрывает двум предыдущим.
Укрытие на террасе
Правый нижний угол карты, совсем рядом с недоступным нам метро и наркопритоном. Есть киоски, среднее количество мусорных контейнеров, в метро регулярно шатаются гопники и неплохой вид на набережную и старый город. Малая полезная площадь, да и до остановки пара минут бегом — даже дольше, чем от предыдущего варианта.
Улучшения базы
Долго же я добирался до этого ценного пункта. Итак, захламлять наши базы практически обязательно. Почему?

Во-первых, если какая-то мелочевка вроде ящика или шлакоблока понадобится по квесту — хоп, и мы ее взяли, искать уже не требуется. Главное, запомнить (а лучше еще и записывать) где мы что складируем.
Во-вторых, каждая вещь, оставленная на базе, идет в общий расчет вещей. Поставили мы десять штук из категории «Оборудование: малое» — получили очки развития базы. Поставили 4, например, брезентовые постройки — получите еще очки. А тратятся они на общее улучшение. Кстати, они необратимы, выбирайте с умом! А я попробую посоветовать лучшее, исходя из своего опыта. Стоит оговориться, что выбор так же может зависеть от тактики — я в лагере бываю лишь для того, чтобы сбросить барахло, по-быстрому скрафтить то, что нельзя сделать на коленке и бежать дальше, ни разу не заснув за все тридцать дней игры.
Защита
+5/10/15 сопротивления холоду, сырости, болезням и отравлению.
Вы просто не представляете, насколько это усиление окупает себя. Да, топовая одежда многое из этого правит, но до тех пор, пока вы ей разживетесь пройдет немало времени. А уменьшение головной боли от замерзания, болезней и отравлениям — довольно неприятным вещам, если их запускать — это просто превосходно. Превосходно для тех, кто много времени проводит в пути. Спокойным же и лагерным жителям полезен чуть меньше, ведь лагерный костер устраняет угрозу замерзания, а вместе с ним и сырости с болезнями.
Социализация
+1/2/3 максимальной силы воли.
Довольно неплохой навык, но он лучше показывает себя во второй половине игры. Почему? Сложной проверки навыка он все равно не решит, там требуется шесть единиц. Так же как и ограниченно полезен он для двойного удара в драке, требующего три единицы за применение. Но совсем другими красками он играет тогда, когда вы получите еще три единицы от NPC. Восемь единиц силы воли это очень, очень много и хорошо. Ни одна, даже самая сложная проверка, не устоит перед вами. Всегда есть запас, да и душеньке того, кто хочет получить максимум, приятно. Но все же хотя бы единичка обязательна к изучению. Я, правда, изучаю ее в последнюю очередь.
Мастерство
+1/2/3 к навыкам «Купание в помойках» и «Общение».
Еще один навык, который я недооценил в первой партии. Да, несмотря на то, что ближе к концу игры он начинает терять свою актуальность в связи с развитием родных навыков, а «мины» в помойках не представляют проблем, если носить запасные шмотки для добычи… Но вот давайте честно. На который раз вам надоест переодеваться перед очередной большой помойкой? Открывать инвентарь, кликать по шмоткам, закрывать, только после этого приступать к чистке контейнера, а потом снова? И так раз за разом. Твоя одежда не запачкается, если ты будешь знать, куда лезть не требуется. К тому же, развитие навыка снижает количество успешных попыток, необходимых для доставания особо ценной находки через мини-игру. А навык общения поможет сбагрить трофеи, выпросить на кофе или достаточно присесть на уши, чтобы что-то стащить у зеваки. Куда ни плюнь — сплошная выгода. Обязателен к изучению и точка. Желательно в первую очередь.
Прагматизм
Скорость отдыха и справления большой нужды увеличиваются на 20/50%.
Слишком нишевое, чтобы тратить даже одно бесценное очко, тем более два. Восстановить энергию и все остальное, что может предложить лагерь, можно на бегу. Да и общественный туалет тоже работает практически мгновенно. Да, бонус заметен, если вы гадите без бумаги… но подтираться рукавом/руками, серьезно?! Для непоколебимого игрока-домоседа может еще и подойдет подойдет, а все остальные — проходите мимо смело.
Стойкость.
Пороговое значение, при котором начинает убывать здоровье, меняется с 20% на 10%.
В целом не самое плохое приобретение, но, на мой взгляд, не слишком стоящее. Давайте честно, большая ли разница в том, начнете ли вы, например, голодать чуть позже? Вам все равно придется доставать из рюкзака целительную консерву/бутылку/бинт и так далее В теории это улучшение может помочь в драке с нанесением добивающего удара… а что, если на практике соперник перехватит инициативу и отправит вас на респаун? В итоге — крайне сомнительное преимущество за чрезмерно высокую цену.
Исцеление ран, болезней и настроения.
Во время сна в лагере увеличиваются показатели здоровья, настроения и уменьшаются болезни.
Признаюсь, в своем самом первом сезоне я взял все три и был доволен. А потом я попробовал играть без сна и понял, что с такой тактикой эти улучшения бессмысленны. Ну давайте посмотрим: здоровье легко поправить бинтами, которые получаются из тканей (на которые можно пускать бросовую одежду), да и базовая жратва обладает приятным эффектом +10% здоровья. Настроение — напомню, что один прон-журнал стоит всего 60 крон, а восстанавливает сразу 100%, да еще и дарует «Веру» на 3 звезды. Болезни — если не переохлаждаться, то вы о них и не узнаете. А если и узнаете — в порядке доступности, чай, яблоки, антибиотики, бульон. В целом домоседам и новичкам сойдет, во время ломки попросту спасает. Было бы на выбор десять вариантов — взял бы то, что приведено на скриншоте выше и исцеление от ран. А так… на ваше усмотрение, вещи неплохие, но есть и ценнее.
Склад
+20 ячеек в хранилище лагеря.

Давайте-ка честно, какая у вас была первая эмоция в момент обнаружения этого улучшения? Если г-дня, я же могу забить склад вообще до отказа, 10/10, требуется брать!» — добро пожаловать в клуб. Вот только вы же помните скриншот в самом начале гайда? Не трудитесь, я вам уже привел его здесь. Посмотрите внимательно, пожалуйста. Вот у нас есть объем хранилища… 67 ячеек. Немного многовато для 20 базовых и даже 20 бонусных от улучшения, не правда ли? Это все не только потому, что кое-какие шкафчики и всякие крыши-двери-заборы дают вам дополнительное место для хранения барахла, хотя это тоже влияет (как и то, что некоторая мебель помогает вам защищаться от холода/сырости и вообще имеет другие варианты использования). А все дело в том, что помимо дорогого и редко встречающегося на базах «склада» (я про постройку, а не улучшение, та, что создается из тележки, бочки с водой и прочего!) есть еще общедоступная, известная с самого начала, делающаяся на коленке и относительно дешевая в производстве личная мусорка. Вот, полюбуйтесь:


Немного неказиста, но за свою не самую большую цену дает аж три ячейки. Вы можете спокойно заставить этими мусорками какое-нибудь укрытие… или укрытия. И иметь, в теории, практически неограниченный инвентарь. На практике, вместимость ячейки ограничена 999 складываемыми предметами, но это редко будет для вас проблемой, ведь объедки превращаются в жратву, а (бесполезный) хлам пускается либо на полезный (у того же Мойзера, например) или на продажу (у него же) или попросту на что-то нужное вам. Таки да, иметь почти сотню ячеек на складе под конец первого сезона — это нормально. Подобные цифры необходимы по большей части для т.н. «хомяков», 70 мест на складе обычно хватает за глаза и за уши.
В целом же, смотрите сами, как вам удобнее играть. Можете эстетично обставлять каждое укрытие, можете просто сделать одну свалку и заставлять самыми ценными в плане бонусов вещами другое место, а сами жить в третьем и уже его обставлять как душа пожелает. Помните, многие вещи получают дополнительные маленькие бонусы после их улучшения (будет видно в описании предмета в инвентаре), а часть вы все равно допилите до 2 или 3 уровня просто потому, что это даст ценные бонусы от лагеря.
Деньги и вы
Так, с базой закончили. начинается финишная прямая. Пора перейти к подробному вопросу «А где взять деньги?». И первым ответом все так же останется — топай на работу!». Но рассмотрим, пожалуй, все основные источники дохода.
Работа
В центре, рядом с полицейским участком, есть биржа труда. Зарегистрировавшись на ней, вы можете получить направления на подработку — уборка улиц, дорожные работы или побыть оператором в колл-центре. В целом простые и нудные занятия, оплачиваются не бог весть как — по сотке за уборку и махание кайлом в яме, 150 за телефонный спам, но жить можно. Особенно если это совмещать с обычными делами. Через некоторое время вы сможете получить работу доставщиком пиццы, но без перков «Нахал», «Стратег» и умения выигрывать в мини-игре делать там решительно нечего. Так, один-два раза подхалтурите и все. Капитализм, счастье, зашибись — виноваты будете вы, а не хреновая пиццерия.
Побочные квесты на привязанность персонажей
Время от времени ваши друзья-бездомные будут подкидывать вам халтуры на уровне «Принеси-ка мне кирпич/собачьего корма» и так далее По выполнении у вас будет возникать выбор — отдать им требуемое просто так, в обмен на доверие или продать, получив лишь единичку? Выбор всецело за вами, но я все же посоветовал бы в самом начале жертвовать вещи для роста дружбы. Ведь с 25 пунктов можно будет бесплатно тяпнуть кофейку, который придаст вам сил (а можно и не раз, если хватит терпения у собеседника).
Награда за основные квесты
Логично, но они не слишком большие. Поверьте, к концу игры вам придется отдавать порой тысячи крон за что-то. А награда редко бывает больше трех сотен. Так что да, приятный бонус, основное — это завязывание знакомств.
Попрошайничество
В целом неплохой вариант, ближе к концу игры профессиональные нищие с легкостью сшибают большие суммы, особенно если позволяет сила воли и благоволит св. Рандомий. Простой человек редко пожертвует больше двадцатки, но почти гарантированно. Умеренный — ориентируйтесь на 30..50. Со сложного при везении и сотню слупить можно. За заход. А в сутки можно поговорить со многими. Плюс в том, что от вас требуется лишь умение убедительно говорить и строить жалобные глазки, максимум — тратить силу воли (восстанавливается копеечной жвачкой из ларьков).
Торговля
Об этом методе речь так же шла раньше. При большом количестве отреставрированной бытовой техники и в сочетании с кражей всяких ценных штук с последующей перепродажей это хороший и стабильный способ заработка, попутно прокачивающий ваш навык крафта и купания в помойках. Все как обычно — простые гражданские покупают вещи по дешевке, сложные — дороже. Настоятельно рекомендуется при получении перка «Смельчак» ходить по домам и предлагать товар в квартирах. Люди там живут не бедные. А еще хорошим вариантом поначалу для сбыта наушников и клавиатур является ломбард Анатолия. Заодно получите ценный рост доверия к нему, что облегчит учебу торговым делам и упростит его квестовую цепочку.
Отдельно можно выделить продажу хлама Мойзеру. Учитывая то, что прямо напротив него есть удобный верстак для разбора вещей и несколько запертых помоек — имейте в виду, что он ценный кадр для такого заработка.
Сдача конкретного барахла определенным людям
Книги (в т.ч. и предмет лагеря «Груда книг») можно сдавать в книжный магазин Либору (находится между по пути к отелю, если идти от церкви), ему же можно сдавать интересные бумажки, если не хочется становиться художником.
- Желтые кружки и интересные бутылки принимает доктор Красавчик.
- Простые бутылки можно сдать в продуктовых ларьках и супермаркетах.
- Металлолом и медные провода (большой и малый) можно сдать Котлеру, который недалеко от АЗС.
- Куски мяса и пакеты с едой скупает Гнойный (пакеты все же рекомендую сначала сдавать за репутацию, а потом сохранять для себя, ибо потенциальный источник куриных тушек).
Заключение
Ну вот, данное руководство по игре Бомж Хобо подошло к концу. Надеюсь, оно было для вас полезным, не стесняйтесь оценивать как считаете нужным. А если еще сподобитесь написать комментарий, будь то отзыв, вопрос или пожелание всех благ или рака чего бы там ни было автору — милости просим в комментарии.
Авторы гайда: Мерт, RoyalHeart.
Nyfi
Играю 2 сезон, 1 раз за игру нашел тазик и случайно продал его тому-же кому и купил, а точнее Драксу, больше я его не находил, не у Дракса, не у других торговцев, не в мусорных кучах, не в помойках.
Баг или воля рандома?
Андрей
где взять отмычки?
YVid
Приобрести отмычки вы можете на сахарном заводе у Дракса (в лагере Ференца).
Дмитрий
Грандиозно . Спасибо за труд . Очень помогло .
Адам
Здравствуйте, а что делать если у меня постоянно 40% всех характеристик, как исправить?
YVid
Здравствуйте!
В статье об этом рассказывается:
«После первой безвременной кончины максимальный уровень характеристик теперь уже 95%, после второй — 90% и так далее. Повысить же обратно можно с помощью покупки или нахождения редких трофеев — амулетов мертвых БОМЖ-ей.»
Skycobbler
Не полностью исчерпывающий гайд! Что нужно построить в хижине что бы забрать все перки? Я так и не смог 9 перк взять, а игру прошел уже. И все что не строил у меня уже было построено кроме 3-х каких-то пунктов оборудования 1 уровня.
YVid
Можете попробовать обратиться в сообщество Steam (вкладка «Обсуждения»), чтобы другие игроки поделились своим игровым опытом по получению всех перков.
Никита
Большое спасибо! Наконец-то исчерпывающий гайд по механике, осталось найти ещё и по персонажам, а то местами непонятно, как с тем или иным персонажем заводить знакомство.
YVid
Гайд по персонажам: Где искать НПС, что продают, чем полезны в игре Hobo: Tough Life.
Николай
Неоценимо полезно.
Благодарю.