Основы для новичков, как начать играть, получить золото, правильно делить земли в игре Crusader Kings 3

Основы для новичков, как начать играть, получить золото, правильно делить земли в игре Crusader Kings 3

Описание гайда

Итак, дорогие друзья. Не увидел ни одного стоящего или около стоящего руководства по данной игре (только Ютуб каналы, да пара советов, которые новичкам ничего не объясняют).

Расскажу основы игры, как получить золото и как правильно делить земли и так далее.

На то, чтобы самому разобраться в игре Crusader Kings III, понадобилось относительно много времени и очень много траев (попыток).

Сам я являюсь не ярым фанатом, но основы, думаю, что понял, и теперь имею общие представления об игре Крусейдер Кингс 3.

Опишу события и основы игры от Баронства до Королевства.

Руководство рассмотрено с точки зрения Короля Ирландии его высочества Короля Мурхада.

Баронство — основы управления и армии

Как нам говорят в игре имеются 4 вида разделения земель.

Первый вид — Баронства. Баронства имеют в себе обычно 2-4 населенным пункта. Одно из которых — это гарантированно Замок (то, чем мы и можем владеть, то бишь нам Домен).

Справка: Домен — это именно населенный пункт, которым мы владеем.

В основном мы можем владеть замками, а при желании даже городами и церквями, но оно нам не требуется, так как:

Замок — это столица баронства (ваша или вашего вассала), которую нам требуется защищать, чтобы противник не захватил баронство, а также место где мы можем застраиваться и получать бонусы от строений напрямую.

Справка: Замками также могут владеть Вассалы — феодалы, которые на начальных этапах игры такие же игроки как и вы. Далее поднимаясь по карьерной лестнице они уже будут для вас мелкими приспешниками.

Города — это населенные пункты, которые принадлежат ( или игра предложит вам передать управление ) вассалам — республиканцам.

Справка: Вассал — республиканец это МЭР и если вы видите в названии персонажа Мэр «Название населенного пункта», то это он. Это самый мелкий вассал, который только есть, но и один из самых полезных на начальных этапах игры. Вассал — республиканец отдает вам 20% от своего дохода и 20% от своего ополчения.

Церковные владения — это населенный пункт, который принадлежит церкви ( Зависит от религии, тут требуется смотреть вашу религию и ее способ управления: Светский (Баронами — людьми) или Епархии (Церкви). В большинстве религий, включая Католичество все принадлежит Епархии.

Справка: Чтобы получать доход и ополчение от церковных владений вы должны иметь положительные отношения с вашим придворным церковником. Внимание! При смене правителя почти всегда имеются отрицательные отношения с Епископом.

Немного о строительстве

Мы можем застроить любой населенный пункт, который принадлежит нашему государству, НО! имеет смысл застраивать только СВОИ замки ( особенно на начальном этапе). Так как напомню от этого мы получаем прямой доход! Позже при избытке денег или желании можно помочь и нашим вассалам от этого они благодарнее не будут , но при застройке например Казарм в ГОРОДЕ мы получим 20% от бонусов здания, то есть дополнительно лишь 20 ополченцев на воине от 100 ополченцев, которые дает казарма. Внимание! Есть и бонусы, которые дают гарнизон ( значек ополченцев с замком ) в баронстве, этот бонус от города 100%.

Итак, с самыми мелкими структурами образования государства, а именно населенными пунктами, думаю, разобрались.

Я начинал игру в 1064 году за Ирландского короля Мурхад’а.

На старте имеем 2 баронства. Одно принадлежит непосредственно нам, другое вассалу.

Сразу имеем претензию на южное баронство, которую было бы хорошо и захватить. Тут то и начинаются основы Войны!

Справка: Война — это один из способов самый быстрый, кстати, которые позволят заполучить новые земли.

Для того, чтобы иметь возможность вести воину с кем-либо, мы должны иметь повод для ведения воины «Казус — Белли».

Поводы или «Казус — Белли» могут быть разными и включать в себя разные цели:

  • Смена неверующего еретика-правителя.
  • Захват земли Барноства, Герцогства, Королевста, Империи.
  • Подавление восстания.
  • И так далее.

Один из интересных аспектов игры состоит в том, чтобы получить этот самый «Казус — Белли».

Вы можете подделать документы/попросить папу Римского, чтобы он позволил вам претендовать на трон/Узурпировать власть/нанять в придворные наследников земли и многое другое…

Однако в начале игры самый простой и действенный способ — это подделка документов претензии вашим епископом (О, нет! Церковь не способна на такое! А-н нет… способна) за определенную плату (обычно 100 +/- 25 золотых).

С того момента, как ваш Епископ подделал претензию и вы оплатили его услуги, вы можете претендовать на баронство и объявить воину.

Справка: Претензии добытые таким путем это слабые претензии.

То есть принадлежащие непосредственно лишь персонажу, так что после его смерти эти претензии пропадут и ваши наследники не смогут объявить воину и продолжить ваше благое дело по объединению земель.

Претензии посерьезнее уже будут передаваться по наследству, эти претензии можно получить захватив баронство, тогда эти барноства будут принадлежать вашим наследникам.

Итак мы имеем «Казус — Белли», и у нас есть войско — вперед! Объявляем воину и собираем войско на красном флажке.

В игре имеется множество видов войск, которые имеют преимущества перед другими и недостатки перед иными.

В начале игры доступны ополченцы, которые имеют 10 атаки и 10 защиты.

Они то на протяжении долгого времени и будут составлять основу (мясо) наших армий.

Помимо ополченцев и игре имеются профессиональная армия и наемники.

Профессиональная армия — с вами всегда и ее содержание обойдется в копеечку.

Справка: Суть содержания профессиональной армии и затраты на нее.

  1. Купить 1 размер отряда (обычно 100 солдат, для осадной техники 10 солдат) — 100 золота +/- 25-50 золотых.
  2. Набор солдат (когда их у вас, например, 50/100) и поддержание их в собранном виде (на карте) — является что-то около 0.33 — 1.53 золотых в месяц, в зависимости от типа и количества войск.
  3. Отряды укомплектованы (например, 100 /100) и сидят в казармах (их нет на карте) — содержание около 0.11 — 0.66 золотых в месяц, также в зависимости от типа и количества войск.

Цифры могут быть другие, но на начальных этапах будут примерно именно такими.

Преимущества профессиональной армии:

  1. Мгновенных сбор (они появляются моментально)/разбор. Это важно, так как если вы будут собирать/разбирать ополчение, то они могут набираться по 10 дней, а то и по месяцу.
  2. Сильнее ополчения.

Советы по вашим первым войскам:

  1. Не набирайте легкую пехоту. Сила легкой пехоты 12 атаки и 13 защиты, как видите они немного сильнее ополчения, но при этом ополчение — бесплатное, а они стоят золота. Их преимущество лишь в том, что они могут ПРЕСЛЕДОВАТЬ ВРАГА.
  2. Набирайте лучников/конницу/пикинеров. Лучники уже имеют 24 атаки и 13 защиты, они уже будут ощутимее в сражении их недостатком является лишь то, что они НЕ МОГУТ преследовать врага. Конница — то же то могут Тут уже на ваш, но стоят денег, которые в начале — дефицит. Легкую пехоту стоит набирать позже я объясню почему.
  3. Наберите хотя бы 1 отряд катапульт/онагров. Ваша осада будет в разы быстрее с ними

Подробнее об армиях.

Баронство — Основы воины

Итак, на чем остановились… ах, да.

Мы имеем «Казус — Белли» и у нас есть войско — вперед! Объявляем воину и собираем войско на красном флажке.

Важно понимать, что армия идет в назначенный населенный пункт, а не по душу противника. То есть если вы нажали «атаковать» армию противника, то вы нажали проследовать к населенному пункту где стоит армия противника и если противник оттуда убежит из этого населенного пункта, до прибытия вашей армии, то ваша армия будет стоять в населенном пункте, а не преследовать противника. Так что требуется вести ее по пятам армии противника, если вы имеете цель уничтожить ее. Фух… высказался.

Итак, битва!

Важно понимать, что во время битвы большинство солдат НЕ погибает, а отступает (раненные, трусы или отступление по приказу).

Армия после отступления может собраться с силами (духом) и с новым подкреплением навалять обидчику.

Перейдем к битве. Битва делится на 4 этапа:

  1. Сбор. Ваши армии встают на позиции, тут пока что ничего не происходит, а сам этот этап длится обычно не более 1-3 дней.
  2. Маневры (начало сражения). На данном этапе уже начинается битва и ни одна из армий НЕ может отступить.
  3. Конец сражения. На данном этапе битва продолжается, но одна из армий МОЖЕТ отступить.
  4. Преследование. Когда битва окончена и победитель ясен он начинает преследование! Тут самое интересное с точки зрения потерь убитыми. Если у вас в войске много конницы или легкой пехоты, то противник потеряет больше убитыми, чем если бы вы имели уйму войска с лучниками и тяжелой пехотой.

Битва выиграна. Противник разбит в пух и прах. А король Мурхад начинает осаду (или нет?).

Для того, чтобы начать осаду требуется, чтобы количественно ваша армия была больше, чем гарнизон противника, иначе прогресс осады не будет продолжаться.

На самых-самых началах игры вам может не хватать войска для захвата крепости. Тут есть несколько вариантов решения этой проблемы.

  1. Отступите после битвы на свои земли для пополнения ополчения.
  2. Возьмите 1 отряд (100 человек) легкой пехоты/лучников. что подешевле.
  3. Отнимите титул у вашего вассала, восстановите порядок в отнятом баронстве и получите 100% ополчения от баронства, вместо 15% ополчения от Барона — Вассала.
  4. Заимейте хорошие отношения с епископом, чтобы заполучить от своих же церковных владений ополчения.

Предположим, что вы начали осаду и замок в осаде.

Длительность осады зависит от ваших перков/событий в замке/наличия у вас осадной техники/уровня фортификации замка.

При наличии осадной техники может произойти пробитие образование в стене замка проломов: Большой и Малый. При наличии этих проломов вы можете ускорить процесс осады, но за счет значительно большего количества потерь вашей армии. Это полезно в некоторых ситуациях, но в большинстве — не требуется, так как вы потеряете армию и делаете себя слабее.

Справка: при стандартной осаде, без штурма теряется 1% армии за месяц.

Длительность осады на начальных этапах без осадной техники примерно от 2 до 4 месяцев (для СК 3 это пустяки).

Войны выиграна, а у вас появился новый вассал — феодал.

Теперь, чтобы развиваться дальше и получать больше выгод от правления — требуется не превышать пределы домена и раздавать баронства вассалам — феодалам.

Важно! чтобы ваш вассал не стал слишком сильным и не сверг вас или не основал свое королевство — важно раздавать земли грамотно.

Справка: для понимания как раздавать земли важно понимать иерархию самих земель.

Итак:

  • 1 Баронство (1 этап игры) состоит из 2-4 населенных пунктов.
  • 1 Герцогство/Малое королевство (2 этап игры) состоит из 1-4 баронств.
  • 1 Королевство (3 этап игры) состоит из 1-5 герцогств.
  • 1 Империя (4 этап игры) состоит из 3 — бесконечность королевств.

Кто служил в армии, тот поймет принцип разделения прям таки с ходу (солдат — отделение — взвод — рота — батальон — бригада — армия).

Итак, как же делить земли?

Все очень просто.

  1. Выдавать земли преимущественно худородным/не имеющих претензий на другие земли вассалам/придворным.
  2. Выдавать не более 1 Герцогства на 1 вассала (дарим титул, при необходимости отнимаем).
  3. Если Вассал начинает необоснованный захват земель — отнимаем у него титул/заставляем прекратить междоусобную воину (также поможет 4 Авторитет короны — Абсолютный, который запретит вассалам начинать подобные воины за власть без вашего разрешения).

Управление землями и вассалами также является отдельным аспектом игры. И ее интересом 🙂

Завершение руководства

Ну вот, замок захвачен, а барон подчинился и согласился на ваши условия.

Далее в игре за короля Ирландии я бы посоветовал отнять баронства у ваших первых двух вассалов (это может привести к воине, но что же… так тому и быть). Таким образом основав свое первое малое Королевство.

После чего активно начать захватывать Ирландский остров путем подкупа претензий у вашего епископа и раздачи захваченных после земель вашим вассалам.

Так вы дойдете до титула королевства Ирландии.

Несколько важный советов до самой середины игры (до куда я пока дошел)… чтобы нормально играть в начале, пока более/менее не разберетесь.

  1. Хотите понять как работает механика вассалов? Посмотрите на свой первый этап игры. Это такие же вассалы — игроки, как и вы, только управляемые ИИ. Они тоже стремятся к власти и хотят основать свою империю.
  2. Следите за своими наследниками и своей династией.
  3. Не бойтесь казнить нерадивых вассалов или лишать их титулов, а также передавать эти титулы другим вашим поданным без земель.
  4. Замените как можно скорее систему наследования с Конфедеративный раздел на Раздел (это важно!).

Более подробно о самой игре и всех ее нюансах можно узнать из официальной вики.

Удачи в ваших начинаниях и надеюсь, что руководство кому-то пригодится 😉

P.S. Не забывайте спать и не сдавайтесь в игре, ведь пока жива ваша династия — возможно все.

Дополнения к руководству — Деньги и как их получить

Итак, отыграв в Crusader Kings 3 еще десяток часов, все-таки смог выстроить империю, которая держится не на костылях (вечные восстания вассалов), а уверенно существует с амбициями на весь мир.

Совет на счет денег. В середине игры, когда у вас уже есть Королевство, но нет Империи требуется уйма золотых. Тысячи, даже десятки тысяч шиллингов могут пополнить вашу казну и вот несколько простых способов…

Директор исправительной колонии

При игре за персонажа «Управленца» следует вкачать навык «Золотые обязательства», тогда при выкупе вы будете получать уже не по 10, 25, 50 золотых, а натурально грабить, опустошать кошель вашего оппонента, забирая по 300 золотых.

Директор исправительной колонии — Дополнения к руководству - Деньги и как их получить — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 1)

Директор исправительной колонии — Дополнения к руководству - Деньги и как их получить — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3) (изображение 2)

Во время воины (даже гражданской) получая заключенных — вы сможете заработать тысячи золотых и чем больше заключенных — тем больше золота вы можете заработать.

Не имей 100 друзей, а имей 100 вассалов

Этот способ может помочь вам увеличить ваш ежемесячный доход.

Играя за любого персонажа следует назначать как можно больше вассалов.

Обуславливается это тем, что вы получаете доход от ВАШЕГО вассала, а не вассала вашего вассала.

Система такая:

Предположим у вас есть 1 вассал (Герцог), который имеет 2 своих вассалов (Граф) помельче.

Доход каждого из двух Графов 10 золота и они платят своему сюзерену 10%.

Соответственно от 20 золотых Графа до Герцога доходит 2 золотых.

А уже от Герцога до Вас! доход 10% от 2 золотых, то есть доход в 0.2 золотых.

Если убрать титул Герцога ( или хотя бы предусмотрительно не создавать этот титул ) и управлять вассалами графств напрямую, то мы будем иметь вместо 0.2 золотых -> 2 золотых, что в 10! раз больше!

Все просто убираем посредников — получаем доход. Profit!

Тем более, чем больше у вас баронов — тем лучше работают законы по налогообложению Авторитет Короны/призыву в армию и так далее.

Тут следует оговориться, что есть лимит на количество вассалов 20/40/60, для Герцога/Короля/Императора соответственно.

Не имей 100 друзей, а имей 100 вассалов — Дополнения к руководству - Деньги и как их получить — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3)

Переходим к следующему способу…

Церковные поборы

Тут также все просто, при игре например за короля Мурхада (Ирландия), следует взять себе в жены женщину Католической веры (Уракка) и принять ее конфесию.

По переходу вы будете иметь возможность сбагривать свои 250 очков веры на 225/500/750 золота.

Церковные поборы — Дополнения к руководству - Деньги и как их получить — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3)

Переход к следующему…

Церковные поборы версия 2.0

Следует не забывать про вашего штатного Архиепископа, который при наличии о вас хорошего мнения будет выдавать вам золото и ополчение.

Больше положительного мнения о вас -> Больше золота и ополчения.

Церковные поборы версия 2.0 — Дополнения к руководству - Деньги и как их получить — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3)

Оговорка: максимум золота и ополчения вы получите при 100 очках мнения епископа, мнение ПАПЫ РИМСКОГО имеет значение лишь при согласии выдать вам кредит золото на безвозмездной основе, для всего остального есть ваш Епископ.

Дополнение к руководству — земли и как их делить

Выгода от грамотного раздела земли очевидна:

  • Больше золота в казну Королевства/Империи.
  • Больше ополчения в армию Королевства/Империи.
  • Могущественные вассалы слабее.

Итак, с чего начать?

Начнем с устройства земель, как говорилось ранее в руководстве имеются:

  • Империи включающие в себя от 2 до бесконечного множества Королевств.
  • Королевства включающие в себя от 1 до 9 Герцогств.
  • Герцогства, включающие в себя от 1 до 9 Графств.
  • Графства, включающие в себя от 2 до 5 населенных пунктов.

Прямой вассал — непосредственно ваш вассал и именно такой вассал входит в лимит вассалов.

Вассалы — вассалов вас уже не касаются и по сути вам они не интересны с точки зрения ополчения и золота.

Имеются также 3/4/5 для Герцогства/Королевста/Империи соответственно могущественных вассалов имеющие наибольшее количество армии и наиболее опасные для вас, которые будут иметь -40 к настроению, если не будут заседать в совете.

При мелкой дележке есть проблема — вассалы стремятся к власти и постоянно воют между собой как и вы, разница лишь в том, что вы вырвались дальше по карьерной лестнице и получается, что вакансия могущественного вассала постоянно меняется за этим требуется следить или дать 3-4 (большего количества лучше избегать) вассалам титулы крупнее, чем у других. Тогда вы будете знать кого ставить в совет и с кем лучше иметь хорошие отношения.

Принцип разделения земель

Тут все очень просто.

Имея лимит вассалов следует как можно МЕНЬШЕ выдавать крупные титулы.

Если крупный титул ( например Короля ) все таки существует, то его можно уничтожить, а полученные герцогства выдать вассалам.

Итого: вместо 1 могущественного вассала мы будем иметь 10 вассалов помельче. Помимо этого мы будем иметь выгоду в ополчении и золоте в 10 раз большую ( как мы уже рассмотрели это выше на примере золота ).

Кому выдавать земли

Также на ваше усмотрение, но я сам руководствуюсь следующими принципами:

  1. Претендент не должен владеть землями.
  2. Претендент не должен иметь претензии на другие земли.
  3. Претендент должен быть одной конфессии со мной.
  4. Претендент должен быть одной культуры со мной.

Чтобы при дарении увидеть кто какие имеет: претензии/земли/культуру/конфессию.

Кому выдавать земли — Дополнение к руководству - земли и как их делить — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3)

Чем лучше соблюдаются эти условия, тем дольше ваши вассалы не будут предоставлять для вас угрозу.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Понял, что герцогство не очень выгодно, а вот графства — стоит на каждое графство ставить разных вассалов или все-таки давать им по 3-5 графств?

Сколько раздавать графств на 1 вассала зависит от вашей силы и развития графств.

Разных вассалов для каждого графства не обязательно ставить. Но не стоит забывать, что чем больше графств у одного барона, тем он сильнее… и с этим требуется быть осторожнее, иначе он будет постоянно бунтовать или же сам создаст/захватит де-юре Герцогство и будет в нем заправлять.

Подход к тому сколько графств раздавать на одного вассала зависит от развития земель.

Вы можете дать одному вассалу 10 графств в Африке ( слаборазвитые провинции) и у него будет сила в 2.000 ополченцев, а можете дать 3 графства в Европе (сильно развитые провинции) и у него будет 2.500 ополченцев.

Пример: Будучи Императором я создал королевство Германия и выдал его вассалу. Сразу же он стал намного сильнее и взбунтовался. Пришлось подавить восстание, посадить короля Германии в тюрьму, забрать у него титул Короля и уничтожить этот самый титул.

А вот например в Испании и Африке — раздаю ТОЛЬКО королевства и ни одного герцогства/графства.

Можешь расписать поподробнее, как готовить наследника начиная с выбора жены например?

В воспитании последующего поколения есть множество нюансов, которые вы будете постигать всю игру. Почувствуй себя «Бене Гессерит» и выведи своего Квисац Хадераха с блэкджеком и… ну вы поняли..

Селекция вашей династии очень интересная вещь и составляет отдельный аспект игры за которым требуется следить.

Вот некоторые рекомендации, которых я придерживаюсь.

Чтобы подготовить наследника

  1. Ищите жену с наследуемыми свойствами и хорошими характеристиками, а также жену следует искать молодую ( желательно от 16 до 25 лет ), чтобы успела родить вам наследника. От этого ваше потомство будет крепким и возможно унаследует хорошие врожденные свойства. Например «Гениальность».
  2. Будьте сами опекуном или назначайте опекуном персонажа одинаковой с вами культуры и религии, а также из ВАШЕГО ДОМА! (чтобы не ушел за границу, где его будет оберегать лишь господь.
  3. Вы можете менять специализацию вашего наследника. Начиная с шестилетнего возраста вы можете поменять выставленную по умолчанию специализацию воспитанника. Например был воин, а стал ученым.

Чтобы подготовить наследника — Можешь расписать поподробнее, как готовить наследника начиная с выбора жены например? — Ответы на часто задаваемые вопросы — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3)

Важно! Менять специализацию можно только один раз!

Чтобы сохранить наследника от невзгод

  • Не посылайте вашего наследника на войну. Если не хотите избавиться от него конечно же. Есть вероятность, что при битве ваш наследник будет серьезно ранен или сразу же умрет от руки солдата. Чтобы не допустить этого следует ЗАПРЕТИТЬ вашему наследнику быть среди рыцарей.

Чтобы сохранить наследника от невзгод — Можешь расписать поподробнее, как готовить наследника начиная с выбора жены например? — Ответы на часто задаваемые вопросы — Crusader Kings III (Крусейдер Кингс 3)

  • Не назначайте вашего наследника бенефициарием на священной войне. От этого он не перестанет быть наследником-игроком, а при переходе на него вы потеряете свои текущие земли и перейдете к землям, которыми он управляет. Проверено, если вы выиграете священную воину и внесете ощутимый вклад, то ваш наследник может стать королем Иерусалима например, тогда при смерти вашего текущего правителя вы станете королем Иерусалима, а Императором того государства, которое вы строили с самого начала станет наследник империи, НО! Вы будете иметь все претензии на Империю и при желании можете проиграть начать воину за титул Императора.
  • Не выдавайте вашему наследнику королевства/земли. Если не хотите, чтобы он нарушил пункт выше. Этот совет достаточно спорный, поскольку можно выдать свои текущие земли (даровать) перед смертью, чтобы при наследовании не разделить земли между наследниками. НО! Бывали и такие случаи, что выдавались земли, а правитель еще до-о-олго оставался жить. И в это время приходит уведомление: Ваш сын умер от руки Мэра мухосранска… Приходишь разбираться в чем дело, а там: Вассал сына взбунтовался и сына зарубили в одной из битв.

Прочие советы по династии

  • Если вы достаточно сильны и союзы вам в принципе не нужны, то выдавайте ваших дочерей/внучек замуж лишь при матрелинейном браке (брак, когда ваша дочь продолжит ваш род), это позволит развить вашу династию и увеличить количество людей в ней.

Автор гайда: Айвенго.


Комментарии

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку «Оставить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных.